Геометрическая аппликация
Содержание:
- Что понадобится для аппликации
- Аппликация человека из геометрических фигур
- Куб
- Что понадобится для аппликации
- Варианты аппликаций
- Простая аппликация для малышей
- Красивые бабочки своими руками из бумаги
- Самые простые аппликации из геометрических фигур
- Как сделать аппликацию из треугольников
- Объемные геометрические поделки своими руками
- Идеи геометрических аппликаций для дошкольников
- Польза для детей от создания геометрических аппликаций
- Организация работы
- Что выбрать для детей от 3 до 5 лет
- Ход НОД:
- Техники изготовления аппликаций из кругов
Что понадобится для аппликации
Подходящим вариантом для поделки является аппликация лисы. Это красивое животное нередко встречается в сказках и мультфильмах.
Прежде чем приступить к работе, нужно заранее подготовить все необходимое:
- Основание для аппликации. Им может стать лист бумаги, картона, ткани или другой предмет.
- То, из чего будет сделана лиса. Можно использовать цветную бумагу, кусочки ткани, меха или кожи, пластилин, различные листья. Список может быть очень длинным, все зависит от фантазии и задумки.
- Ножницы. Для детей желательно подготовить безопасные, с закругленными концами.
- Простой карандаш для подготовки эскиза или шаблонов.
- Клей ПВА.
- Элементы декора: бусины, разноцветные нити, пайетки, небольшие бантики или цветочки и пр.
Это основной перечень материалов для аппликации лисы. На самом деле, для простейшего варианта достаточно обычной бумаги и цветных карандашей. Просто необходимо будет раскрасить все в нужные цвета.
Аппликация человека из геометрических фигур
Не только животных, растения и различные предметы можно складывать из простейших элементов. Не менее удачной может получиться аппликация человека из геометрических фигур. Безусловно, такой человек будет выглядеть достаточно схематично, но от аппликации большего и не требуется.
Итак, в качестве тела человека можно применить прямоугольник, овал или два треугольника, сложенные вершинами, для головы – круг, для рук и ног – прямоугольники. Для большей реалистичности изображения можно сделать еще пальцы на руках – узкие прямоугольники, а ноги обуть в ботинки – два прямоугольника, сложенных в виде большой английской буквы «L». Можно и «одеть» человечка – детям это сделать будет совсем не сложно, особенно девочкам, которые привыкли играть с куклами.
В завершение стоит сказать, что ребенка необходимо учить видеть красоту и сложность окружающего мира, уметь анализировать, и тогда он сможет изготовить самые различные аппликации из геометрических фигур, ведь из них можно составить практически любое изображение, будь то предмет или существо.
Куб
Давайте попробуем сделать куб. Предварительно подготовьте бумагу, клей, ножницы, линейку. Не забудьте распечатать схему (можно нарисовать самостоятельно). И обязательно запаситесь терпением, потому что первый раз самый сложный.
Поделка из бумаги в виде геометрической фигуры куб, является самым простым в исполнении многогранником. Здесь каждая сторона квадратная. Определяемся с размерами граней
Важно, чтобы ширина полотна была не меньше трех сторон квадрата, длина – не более пяти.
Рисуем в длину 4 квадрата (боковые стороны куба должны быть вплотную по одной линии). Под квадратом и над ним изобразить еще по одному. Потом дорисовываются полоски, которыми стороны будут склеиваться.
Если что-то непонятно, можно посмотреть пошаговую инструкцию. Поделки из геометрических фигур из шаблонов, делать совершенно несложно. Все, куб готов.
Что понадобится для аппликации
Подходящим вариантом для поделки является аппликация лисы. Это красивое животное нередко встречается в сказках и мультфильмах.
Прежде чем приступить к работе, нужно заранее подготовить все необходимое:
- Основание для аппликации. Им может стать лист бумаги, картона, ткани или другой предмет.
- То, из чего будет сделана лиса. Можно использовать цветную бумагу, кусочки ткани, меха или кожи, пластилин, различные листья. Список может быть очень длинным, все зависит от фантазии и задумки.
- Ножницы. Для детей желательно подготовить безопасные, с закругленными концами.
- Простой карандаш для подготовки эскиза или шаблонов.
- Клей ПВА.
- Элементы декора: бусины, разноцветные нити, пайетки, небольшие бантики или цветочки и пр.
Это основной перечень материалов для аппликации лисы. На самом деле, для простейшего варианта достаточно обычной бумаги и цветных карандашей. Просто необходимо будет раскрасить все в нужные цвета.
Варианты аппликаций
Используя для поделок цветные круги, квадраты и треугольники можно изготовить множество разнообразных поделок, от простеньких до оригинальных и сложных. Для малышей подойдут простые поделки с шаблонами и нарисованным на бумаге рисунком, который требуется обклеить фигурами.
Вот несколько вариантов несложных аппликаций:
Машина. Такие аппликации вызывают большой интерес у мальчишек. Детки постарше могут заняться вырезанием фигурок самостоятельно, а вот малышам необходимо подготовить материал.
Животные. Все дети любят зверюшек. Предложите своему малышу склеить их из разноцветных фигур.
Дома и деревья. Это наиболее легкие варианты для начинающих.
Простая аппликация для малышей
Эту технику по праву можно назвать детским видом творчества. Она развивает моторику, сенсорное восприятие, мышление, фантазию. Учит понимать формы, цвета, фактуры.
Способствует развитию внимания, позитивно влияет на усидчивость и терпение ребенка.
Детям нравятся яркие цвета, ритм расположения элементов, возможность вырезать и соединять фигурки из бумаги.
Урок способна провести любая мама, поэтому занятия способствуют сближению с ребенком. Вместе с малышом можно реализовать различные идеи, сюжеты и получить огромное количество положительных эмоций.
Самой распространенной фигурой в этом виде декоративно-прикладного искусства по праву можно считать круг.
Красивые бабочки своими руками из бумаги
«Бабочка-красавица» в технике оригами. Мастер – класс по изготовлению бабочек в детском саду.Автор работы: Максимова Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ д/с №321 Советского района г.о. Самара. Описание: предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению бабочки, которая выполнена в искусстве – оригами. Данный материал рассчитан для детей дошкольного возраста, педагогов, родителей. Основными элементами в работе является умение складывать бумагу в виде гармошки. Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники – оригами
Задачи: — обучать различным приемам работы с бумагой; — формировать умения следовать устным инструкциям; — учить создавать образ бабочки , посредством техники оригами; — развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление; — развивать мелкую моторику, глазомер; — отрабатывать основные приемы оригами; — расширять коммуникативные способности детей; — воспитывать внимательность, навыки аккуратной работы , усидчивость; — развивать творческие способности; интерес к процессу и результатам работы; — развивать мелкую моторику, согласованные движения обеих рук, укреплять силу рук. Актуальность
При складывании различных фигурок из бумаги «Голова работает руками»,- так говорят мастера оригами. Это занимательное, увлекательное занятие является средством решения многих педагогических задач. Поскольку изделие выполняется двумя руками происходит одновременная гармоничная работа полушарий головного мозга. Эта деятельность воспитывает аккуратность при выполнении работы, развивает пространственное воображение, наблюдательность, зрительную и слуховую память, уверенность в своих силах, вырабатывает сложную координацию движений кисти. Развитие моторики рук способствует формированию и становлению речи.Назначение: выставка детских работ, итоговое занятие по теме «Насекомые», «Бабочки». Материалы: цветная бумага (газеты, листы из журналов), степлер, трубочки для питья.
Из истории оригами. История оригами началась с изобретения бумаги. Это произошло в Китае около 1800 лет тому назад. Появились сложенные из бумаги ширмы, веера. Художественные изделия из сложенной бумаги (оригами) впервые стали изготавливать в Японии. Бумажные фигурки и сегодня очень распространены в этой стране. Они используются и в повседневной жизни и во время праздников, обрядов. Бумажный журавлик давно известен в Японии как талисман, приносящий счастье. Его изображают на открытках с пожеланиями здоровья. Он стал символом мира.Пошаговое выполнение работы.
Берем лист цветной бумаги. Складываем его «гармошкой».
Далее от листа бумаги другого цвета отрезаем треугольник. Полученный треугольник также сворачиваем «гармошкой».
Берем трубочку для питья и отрезаем нужной длины: длина усиков бабочки.
Затем степлером соединяем все части.
Форма крыльев бабочки зависит от той геометрической фигуры, которую Вы складываете. Например, можно складывать разные фигуры разного размера и в разном направлении.
Вот что из этого может получиться, если сложить овал и треугольник: сложить треугольник и круг:
если сложить два круга: При изготовлении бабочек можно использовать не однотонную бумагу, например, обложки от цветной бумаги.
Можно использовать газеты или страницы глянцевых журналов.
Наши бабочки готовы! Они просто Красавицы!!!
Бабочки- красавицы летят к цветам!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Бабочки из капрона. Мастер-класс Улитка из бумаги своими руками для детей 5-6 лет. Мастер-класс Объемные астры из цветной бумаги своими руками для детей Аппликация Сова в технике оригами для детей 5 — 7 лет. Пошаговая инструкция с фото
Объемная аппликация «Подводный мир» в технике оригами для детей 5-6 лет
Объёмная аппликации из бумаги «Бабочки» для детей. Мастер-класс с пошаговыми фото
Самые простые аппликации из геометрических фигур
Первое время, пока ребенок не научится видеть вокруг себя геометрические фигуры, взрослому понадобится находиться рядом с ним и помогать их различать, а далее, благодаря фантазии малыша, каждая его новая аппликация из геометрических фигур будет все более интересной.
Одной из наиболее простых поделок является домик. Для его изготовления необходимы прямоугольники, квадраты и треугольники. Все эти фигуры достаточно легко можно увидеть, если посмотреть на обычный дом, поэтому ребенку несложно будет сделать увиденное им в реальности из бумаги. Помочь ребенку в данной ситуации может рисунок взрослого, на котором будет изображен домик. В начале работы не стоит использовать сложные фигуры, такие как трапеции или шестиугольники — все должно быть максимально просто.
Из основных элементов со временем ребенок сможет научиться делать сложные композиции, к примеру, «Летний луг» или «Зимний день».
Как сделать аппликацию из треугольников
Материалы для выполнения аппликации:
- листы цветной бумаги (двух цветов, например – красный и желтый),
- плотные листы белой бумаги,
- клей (клеящий карандаш для малышей),
- кисточки,
- ножницы (для взрослого).
Аппликация из треугольников “Рыбка”
Для детей, которые не могут самостоятельно вырезать, родитель (воспитатель) вырезает по шаблону из цветной бумаги геометрические фигуры – треугольники. Треугольники будут разного размера.
Каждому ребенку (в саду) раздают коробочки с вырезанными цветными деталями, лист белой плотной бумаги, клей.
Детям следует показать образец, чтобы они знали какую аппликацию они будут выполнять на занятии
Нужно обратить внимание на фигуру (сказать, что это треугольники), размер деталей (попросить найти маленькие и большие), спросить какого цвета детали у них в коробочках.
После этого нужно рассказать что аппликация эта непростая. Чтобы она получилась нужно правильно разложить треугольнички на своем листе бумаги
Чтобы дети подумали можно дать им нерасчерченные шаблоны. Если времени на это задание нет, то нужно показать шаблоны по которым дети соберут фигурку.
Пусть ребенок сам выберет шаблон. Можно даже предложить детям собрать по очереди все шаблоны (без клея, просто размещая треугольники на бумаге). Это один из уроков на логику.
После того как шаблон рыбки выбран, воспитатель показывает как намазывать клеем треугольники цветной бумаги и как правильно прилеплять их к листу белой бумаги (строго по центру чтобы было красиво). Часто дети начинают приклеивать треугольники, не разложив сначала всю фигуру – в итоге хвост или плавнички рыбки вылезают за края листа.
7. Родитель (воспитатель) обязательно должен не только похвалить ребенка за выполненную работу, но и указать на ошибки (если таковые имеются). 8. После просушки работу можно поставить на выставку или на полочку в комнате ребенка.
Аппликация из треугольников “Елочка”
Эта аппликация похожа на вышеописанную, но несколько сложнее. Детали приклеиваются в определенной последовательности и с перекрытием.
Материалы для выполнения аппликации:
- листы цветной бумаги (двух цветов – зеленый и коричневый),
- плотные листы белой бумаги,
- клей (клеящий карандаш для малышей),
- кисточки,
- ножницы (для взрослого).
Родитель (воспитатель) как и в аппликации “Рыбка” вырезает треугольники из цветной бумаги и раздает их ребятам.
Перед занятием детям следует показать готовую работу, сказать какая она красивая и интересная
Далее нужно обратить внимание детей, на то, что эта аппликация с хитростью. Чтобы получилось красиво, нужно приклеить треугольники с перекрытием.
Дети раскладывают треугольники на листе самостоятельно
Взрослый объясняет в каком порядке следует наклеивать фигурки, чтобы получилась красивая елочка.
Дети по шаблону наклеивают треугольники на белый лист бумаги (взрослый корректирует работу, помогает исправить ошибки). Обязательно в конце занятия нужно похвалить ребенка.
Готовые работы высушиваются под прессом, а потом выставляются на выставке.
Аппликации из геометрических фигур
А вообще аппликации можно делать из любых геометрических фигур. Треугольники мы уже разобрали, но есть много и других фигур: круги, квадраты, прямоугольники, ромбы. Давайте вместе с детьми попробуем собрать веселые аппликации по готовой схеме.
Вот мальчишкам больше нравятся поделки с самой разной техникой и машинками. Попробуйте предложить малышам – мальчикам аппликации с подъемным краном, машинкой, паровозом, корабликом или ракетой.
Все, что требуется от родителя – это распечатать на листочке бумаги шаблон. Малыш по образцу вырезает детали и наклеивает их на основу. Картинку можно дополнить надписью или раскрасить фон цветными карандашами или фломастерами.
Я знаю детей, и сразу вас предупрежу – если такие развивающие занятия понравились ребенку, то одним шаблоном вы не отделаетесь. Лучше сразу распечатать несколько.
Девочки тоже не останутся без аппликаций. Им можно предложить шаблоны для аппликации с животными. Технология выполнения таких аппликаций не отличается от вышеописанного варианта для машин. Распечатываете шаблон, ребенок вырезает из бумаги геометрические фигуры и наклеивает их на контур. В итоге красивая и занимательная аппликация с мышкой, лисой, белочкой, лошадкой и другими зверями.
Не забывайте, нужно не просто вручить ребенку картинку и н6ожницы с клеем. Обязательно повторите названия геометрических фигур, а заодно и цветов. Помогите и подскажите малышу, если он забыл как называется фигура. Вот тогда ваши занятия будут настоящим развивающим творчеством.
Занятия геометрической аппликацией из простых фигур (треугольников) доступны и просты. Поверьте, эти занятия придутся по душе ребятам.
Объемные геометрические поделки своими руками
Чтобы создавать объемные геометрические фигуры, используя технику оригами, Вам понадобятся готовые схемы сборки различных фигур.
Куб
Начните с довольно простой фигуры – куба. Все грани этой фигуры имеют квадратную форму. Найти готовую схему для его создания можно на просторах интернета или же начертить самостоятельно:
- В первую очередь определитесь с размерами граней куба. В ширину используемый бумажный лист должен быть не меньше длины трех квадратов, а в длину не больше пяти.
- После определения размеров, в длину листа вплотную нарисуйте четыре квадрата – это боковая часть куба.
- Далее рядом с одним квадратом с обеих сторон начертите еще по одному квадрату.
- На каждом квадрате с одной стороны добавьте полоски для склеивания.
- Теперь вырежьте заготовку по линиям, соберите куб и склейте его по местам соединения.
Пирамида
Как и в предыдущем варианте, начать работу стоит с подготовки схемы будущей пирамиды:
- Для этого посередине листа нарисуйте равносторонний квадрат и у каждой его стороны равнобедренный треугольник.
- Дорисуйте линии склеивания у одной из сторон всех квадратов.
- Вырежьте макет и сложите его в пирамиду.
- И теперь просто склейте фигуру, предварительно намазав клей на линии склейки.
Параллелепипед
Эта сложная геометрическая фигура делается почти так же как и куб. Отличие лишь в том, что грани параллелепипеда имеют форму параллелограмма.
Начертите схему по аналогии с кубом, заменяя квадраты параллелепипедами. Дорисуйте места склеивания, вырежьте заготовку, сложите параллелепипед и склейте его.
Цилиндр
Начертить схему для изготовления цилиндра будет немного проще, чем для предыдущих объемных фигур:
- Итак, начертите на листе прямоугольник. Ширина прямоугольника будет являться высотой цилиндра, а длина – его диаметром. Используйте формулу из геометрии: L=nD (L – это длина прямоугольника, а D – диаметр цилиндра).
- Далее у трех сторон дорисуйте маленькие треугольники, чтобы в дальнейшем использовать их как ленту для склейки.
- Верх и низ цилиндра будут в виде кругов, диаметр которых будет равняться диаметру цилиндра.
- Соберите цилиндр: из вырезанного прямоугольника сформируйте боковую часть цилиндра и приклейте к нему основания сверху и снизу.
Животные из геометрических фигур
Процесс создания геометрических фигур можно превратить в игру, для этого сложите по шаблонам из интернета объемных животных с использованием геометрических фигур.
Здесь все просто, распечатайте готовый шаблон понравившегося Вам животного и вырежьте его. Затем по линиям сгибов сложите фигуру и склейте по специальным линиям. Дорисуйте детали: глаза, усы и т.п.
Фигуры из пластилина
Геометрические фигуры вместе с ребенком вы можете изготовить и из пластилина. Лепка – отлично помогает развитию мелкой моторики рук и творческого мышления.
Фигуры из пластилина лепить намного проще. Достаточно скатать шарик – и у вас уже готов круг. Детям помладше предложите сделать длинную пластилиновую «колбаску», которую потом можно сложить на листе бумаги в любую геометрическую фигуру. Объемные фигуры из пластилина:
- Пирамида. Прежде всего, пластилин накладывайте слоями в виде лесенки, впоследствии придавая ей форму пирамиды. Потом прорабатывайте руками заготовку, чтобы получились ровные и одинаковые стороны. Следите за вершиной, она должна находиться ровно посередине.
- Конус. Такая фигура лепится по аналогии с пирамидой, просто придайте куску пластилина форму конуса.
- Куб. Из пластилина скатайте шар, а затем аккуратно сплюсните его по четырем сторонам. Заострите углы, и получите куб из пластилина.
- Параллелепипед. Эта фигура делается по аналогии с кубом, только для начала необходимо скатать овал.
Бумажные геометрические фигуры могут стать прекрасным и необычным украшением любой комнаты.
Идеи геометрических аппликаций для дошкольников
Окружающий мир – неисчерпаемая сокровищница идей для детского творчества. Немало изображений можно выполнить из кругов, треугольников и прямоугольников разного цвета и величины.
Простое задание с варьированием зеленых фигур – шапки деревьев разной формы. Взрослым несложно вырезать коричневый ствол с некоторым разветвлением, а дети могут прикладывать разные фигурки зеленого цвета, которые будут символизировать крону.
Этот опыт можно использовать для формирования композиций из геометрических фигурок.
Забавных зверьков и их веселые мордашки, явления природы, дома и машины, самолеты и ракеты – хорошие темы для геометрических аппликаций. Чем старше дети, тем сложнее должна быть творческая часть задания.
Они должны научиться формировать из одних и тех же фрагментов разные фигурки, которые можно резать на части или пополам.
Транспорт
Юным художникам бывает сложно нарисовать технические объекты – танки, корабли, автомобили. Аппликацию «машина» из геометрических фигур выполнить намного проще, чем нарисовать красками или фломастером.
Интересен сам процесс подбора нужных «деталей», из которых выкладывается автобус, грузовик или легковой автомобиль.
Для грузовика, который любят делать мальчики, понадобится 2 прямоугольника (корпус), светлый квадрат (стекло кабины), 2 больших круга (шины) и 2 поменьше черных круга (колеса).
Понимание того, что все в окружающем мире состоит из отдельных элементов – важная часть воспитательного процесса. Если дети сами способны вырезать необходимые составляющие, от взрослых потребуется помощь в том, чтобы определить очередность «сборки автомобиля».
Животные
Детям проще сделать цветы или траву, чем выполнить мордашку. Некоторые изображения состоят, в основном, из туловища и головы, их делать намного проще, чем «оживлять» животных.
Чтобы ребенок не боялся трудностей, предложите собрать фигурку лисы из геометрических фигур – аппликацию из треугольников:
- Два больших треугольника оранжевого цвета – голова и туловище лисенка.
- Для оформления мордочки нужны 2 оранжевых элемента (уши), 1 черный (носик) и 2 белых (глазки).
- Хвостик состоит из оранжевой и белой половинок.
- Еще 1 белый треугольник оформит грудку животного.
Можно дорисовать зрачки глазок или оставить, как есть. Лисичку можно усадить на травку, осеннюю полянку или сугробы снега.
Цветы
Любимая всеми девочками тема. Задание выполнить аппликацию во 2-м классе предлагается дифференцировать – предложите девочкам цветы, а мальчикам машины.
Школьники уже имеют навыки работы с цветной бумагой. Поэтому лучше предложить им сложное задание – объемную аппликацию из геометрических элементов в виде цветочной композиции.
Ракета
Этот летающий объект нередко предлагают выполнить детям накануне дня космонавтики. Дошкольник сам способен выложить ее из нескольких геометрических фигур:
- 3 треугольника;
- 2 круга;
- 3 квадрата.
Цвет можно варьировать или подобрать в соответствии с предложенным образцом. Соединить элементы воедино и склеить не составит труда. Скрытая сложность – в симметричном (зеркальном) соединении треугольников и наложении квадратов, символизирующих раздельные части ракеты.
Польза для детей от создания геометрических аппликаций
Дети начинают интересоваться геометрическими фигурами очень рано (примерно с 1,5 лет), так как эти конкретные понятия помогают им осознать окружающий мир. Нет необходимости специально изучать фигуры, достаточно упоминать форму предметов и любимых игрушек в ходе игр, чтения книг и повседневных дел (тарелка круглая, кольца пирамиды – кружки, ушки у кошки в книге треугольные).
Набор фигур, которые распознают дети, расширяется с возрастом:
Возраст ребёнка | Геометрические фигуры, которые узнаёт ребёнок |
1,5 – 2 года |
|
2 – 3 года |
|
Старше 3-х лет |
|
Эта классификация очень условна, она зависит от развития и сферы интересов ребёнка.
Лиса из геометрических фигур – это поделка, которая не только помогает выучить на практике фигуры и понять, зачем они нужны, но и позволяет закрепить множество общих умений:
- умение работать с ножницами;
- умение использовать карандаш и линейку;
- умение работать с клеем;
- умение сгибать бумагу;
- умение выстраивать композицию на листе.
Помимо этого, геометрическая аппликация, предполагающая работу с несколькими деталями и инструментами, способствует развитию мелкой моторики, а одновременное проговаривание всех процессов и грамотный подбор тем для работы (животные, транспорт, игрушки, сказки), приносит большую пользу для развития речи малыша.
Организация работы
Поделки из геометрических фигур — способ гармоничного развития детей различных возрастных групп.
При подготовке занятия по аппликации следует учитывать следующие факторы:
- возраст детей;
- уровень развития мыслительных процессов;
- степень овладения ребёнком навыками необходимыми для создания аппликации из геометрических фигур.
Знакомство с геометрическими аппликациями лучше начинать с простых вариантов поделокДля каждой возрастной группы существуют свои особенности организации работы над поделкой:
На этапе знакомства с геометрической аппликацией дети учатся новой для них деятельности на основе уже закреплённых умений. На основе игры малыши учат основные геометрические элементы, раскладывают их на плоскости листа и приклеивают.
На этом этапе важную роль играет взрослый человек, так как он подготавливает необходимый набор фигур, помогает ребёнку освоить правильную технику использования клея.
В процессе индивидуальных занятий с малышом 3-4 лет воспитатели приступают к формированию навыка работы с ножницами (вырезают простые фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник). После завершения творческого процесса дети младшего дошкольного возраста могут помогать в уборке рабочего места.
В возрасте 4-5 лет дети начинают участвовать в подготовке фигур для аппликации, самостоятельно работая ножницами. При этом свои действия они повторяют за родителем или воспитателем, который подготавливает образец картинки, а затем совместно с ребёнком её повторяет.
В завершении работы ребёнок самостоятельно оценивает правильность и аккуратность своей поделки
Важно! Детское творчество не должно подвергаться критике со стороны взрослого человека. Он должен мягко указывать на недочёты и советовать, как в будущем их избежать
К 5-6 годам дети в достаточной степени овладевают навыками работы с ножницами и могут самостоятельно (по готовому контуру или шаблону) вырезать геометрические детали. Старшие дошкольники самостоятельно выбирают сочетания цветов для определённой поделки.
Важным нововведением в организации творческой деятельности является отсутствие образца. Ребёнок с помощью взрослого человека анализирует предмет, разбивая его на простые формы, и выбирает соответствующие фигуры для работы.
Создание геометрической аппликации у младших школьников направлено на развитие творческого мышления, аналитических способностей и фантазии. Поэтому взрослый помощник лишь предлагает тему для работы и несколько примеров её выполнения, давая ребёнку возможность самостоятельно выбирать необходимые материалы и формы для её выполнения.
Во всех возрастных группах важную роль играет правильная организация рабочего пространства.
Для удобства детей следует применять следующую схему:
- В центре рабочей поверхности располагаются готовые формы или листы цветной бумаги.
- Перед ребёнком лежит фон.
- Слева находится коврик для работы с клеем, а справа размещаются салфетки для рук и прижимания деталей к основе.
- Кисти для клея и ножницы стоят в специальной подставке в правом верхнем углу стола.
- Жидкий клей располагают в неглубокой ёмкости на подносе в центре рабочей поверхности.
Что выбрать для детей от 3 до 5 лет
Все родители знают, что период с 3 до 5 лет у ребенка появляется огромное количество вопросов. Чтобы утолить их тягу к знаниям можно использовать следующие варианты:
- Распечатать готовые шаблоны фигур и научить правильно использовать ножницы. Сегодня можно найти безопасный инструмент, который хоть и будет сделан из пластика, но режущую способность не потеряет.
- Создавать животных из фигур — т.е наклеивать определенные фигуры на шаблон животного. Такой метод часто можно увидеть в детских садах.
Параллельно при наклеивании и вырезании фигур можно рассказывать ребенку об их названии и цветах.
Чтобы повысить интерес можно использовать сказочную форму или даже говорить об исторических фактах. Например, можно сказать, что квадрат это самая магическая фигура, все углы равны и при разрезе формируют равные треугольники.
Не стоит недооценивать в этом возрасте память ребенка, главное закладывать нужные знания, которые ему пригодятся. Поделки животных из геометрических фигур помогут заинтересовать малыша.
Ход НОД:
Звонит колокольчик дети подходят к воспитателю и встают в круг
Воспитатель: -Добрый день, ребята. Давайте приготовимся.
-Уши слушают,и всё слышат,
Глаза смотрят, и всё видят
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова, хорошо думает!
В группе стоит пенёк, а на нем сидит Ёжик
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости зашел наш старый друг Ёжик, но он почему то очень грустный
Воспитатель: Ёжик -дружок, что с тобой?
Ёжик: Ко мне в гости придут мои друзья и я их хочу угостить чаем, конечно стол должен быть красивым. Я постирал салфеточки, но в нашем лесу поднялся сильный ветер и все салфетки сдуло ветром. Поэтому друзья мои на верное не придут ко мне на чай.
Воспитатель: Я думаю, что это не беда и наши ребята тебе помогут. Поможем ребятки?
Дети :Да.
Воспитатель: Посмотрите, вот здесь у меня есть геометрические фигуры. Какие?
Дети : Круг и треугольник
Воспитатель: Дима поставь на мольберт круг.
Ребёнок ставит на мольберт круг
Воспитатель: Ангелина, а ты поставь на мольберт треугольник
Ребёнок ставит на мольберт треугольник
Воспитатель:- Ребята посмотрите правильно ли Дима и Ангелина поставили на мольберт круг и треугольник
Дети: -правильно.
Воспитатель: — Молодцы, но такие салфетки не очень красивые, что же нам сделать?
Дети: Их нужно украсить
Воспитатель:-Конечно мы с вами их украсим
Воспитатель: — Вот на этом блюдечке у меня есть круги и треугольники. Я предлагаю вам на салфетки круглой формы приложить все круги, а на салфетки треугольной формы приложить треугольники.
Воспитатель: Давайте повторим на круглую салфетку какие геометрические фигуры мы с вами приложим?
Дети: Круги
Воспитатель: На салфетки треугольного цвета какие геометрические фигуры мы с вами приложим?
Дети: треугольники
Воспитатель:-Молодцы.
Воспитатель: — А сейчас я вам предлагаю поиграть. Хотите?
Дети :- да
Дидактическая игра с мячом: «Что бывает круглым? Что бывает треугольным?»
Воспитатель:-Ну вот немного отдохнули. Но посмотрите Ёжик как то всё равно не обрадован. Ёжик что с тобой, мы же сделали тебе салфетки для гостей?
Ёжик:- Да, конечно, спасибо, но этих салфеток мне не хватит на всех моих гостей, как же мне быть?
Воспитатель:- Ребята, как же нам помочь Ёжику?
Дети: нужно ещё салфеток сделать.
Воспитатель:- Давайте вспомним на салфетку круглой формы какие геометрические фигуры нам нужно наклеить
Дети: Круг
Воспитатель: А на салфетки треугольной формы какие геометрические фигуры нужно наклеить?
Дети :-треугольники
Воспитатель: У вас на столах есть салфетки, но они не украшены, а нам надо их украсить.
Дети проходят за столы и приступают к выполнению работы. Украшают салфетки.
Воспитатель: — Паша, какой геометрической формы твоя салфетка?
Паша: -круглая
Воспитатель: -Какие геометрические фигуры ты будешь наклеивать на свою салфетку
Паша: — круги
Воспитатель:- Полина какой геометрической формы твоя салфетка?
Полина: — треугольник
Воспитатель: -Какие геометрические фигуры ты будешь наклеивать на свою салфетку?
Полина: -треугольники
Воспитатель: Молодец.
Воспитатель спрашивает ещё несколько детей
Ёжик: — Спасибо ребята какие красивые салфетки вы для меня приготовили, теперь мои друзья останутся довольны нашим чаепитием. Ну, а мне пора в лес. До свидания.
Дети : до свидания Ёжик
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как мы сегодня помогли нашему другу Ёжику?
Дети: -делали салфетки
Воспитатель: Какие по форме мы с вами делали салфетки?
Дети :-круглые и треугольные.
Воспитатель: Какими геометрическими фигурами мы с вами украсили салфетки треугольной формы?
Дети:-Треугольниками
Воспитатель: Какими геометрическими фигурами мы с вами украсили салфетки круглой формы?
Дети: -Кругами
Воспитатель:-Можете ли вы научить кого-либо делать такие же салфетки?
Ответы детей
Воспитатель: — Мы с вами отлично поработали, а теперь нам с вами пора собираться на прогулку.
Техники изготовления аппликаций из кругов
Используя предварительно выбранный шаблон можно создавать различные аппликации с использованием кругов и полукругов:
- плоские аппликации. На таких композициях могут быть изображены любые предметы, при этом сами элементы остаются плоскими за счет полного приклеивания их к картонной или бумажной основе;
- объемные аппликации. Более сложные поделки, изготавливаются путем частичного приклеивания отдельных элементов к основе и загибания, подгибания или заполнения внутреннего пространства деталей.
Отдельно следует выделить аппликации в технике мозаики, когда кругами определенного цвета заполняются выделенные сегменты общей композиции.