Септик из покрышек: своими руками, канализация из шин, как сделать, видео
Содержание:
- Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция
- Как сделать выгребную яму из покрышек своими руками: пошаговая инструкция
- Установка покрышек
- Порядок монтажа
- Преимущество очистной системы из автомобильных колес
- Какой вариант септика из покрышек выбрать
- Канализация из покрышек на даче
- Котлован и траншея для колодцев
- Канализация из покрышек: плюсы и минусы ↑
- Выгребная яма с переливом
Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция
Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль. Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя. Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.
Покрышки: подойдут любого диаметра
Вспомогательные инструменты и материалы:
Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
Куски плотной резины для уплотнения соединений.
Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.
Подготовка: земляные работы
Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.
Схема расположения отводов
В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.
Выкопанная по разметке линия
С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.
В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.
Наклон по естественному склону участка
Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.
Монтаж дренажа из шин
На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.
Готовая дренажная обойма
Как сделать выгребную яму из покрышек своими руками: пошаговая инструкция
Устройство выгребной ямы из автомобильных покрышек
На самом деле выгребная яма из покрышек — достаточно удобная часть канализационной системы, которую очень легко создать. Итак, как сделать выгребную яму из покрышек своими руками:
для начала необходимо подготовить материал, а именно, автомобильные или тракторные покрышки
Обратите внимание, если у вас нет старых покрышек, которых в среднем понадобится около 10, может чуть больше, не спешите покупать новые. Стоит проехаться по автомастерским, там очень часто имеются старые покрышки, которые обойдутся вам значительно дешевле;
Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских
после того, как необходимое количество покрышек будет подготовлено, необходимо приступать к выкапыванию, непосредственно, самой выгребной ямы
Обратите внимание на тот момент, что дно ямы должно иметь небольшой уклон по отношению к будущему люку. Вам стоит быть готовым к тому, что этот процесс может занять достаточно много времени, вплоть до нескольких дней. Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Готовая яма. Покрышки должны беспрепятственно поместиться внутри
как только яма будет выкопана, в ее центре необходимо сделать дренажную скважину. Сделать это можно с помощью садового бура. Эта скважина необходима для того, чтобы дать возможность сточным водам пройти все слои грунта, не застаиваясь;
Нужно сделать «дырку» в земле, чтобы сточные воды попадали сразу в грунт
в полученное отверстие следует вставить дренажную трубу с таким учетом, чтобы ее верхний конец был выше дна ямы где-то на один метр, так можно будет избежать засорения трубы. По боковым частям трубы делаются небольшие отверстия, через которые, собственно, и будет уходить вода. Заметьте, что эти отверстия на трубе, так же, как и ее верхняя часть, должны быть дополнительно защищены полипропиленовой сеткой;
Далее нужно вставить дренажную трубу в скважину
после этого этапа дно ямы засыпаем 10 сантиметровым слоем крупного щебня. Теперь пришло время выкладывания покрышек. Но предварительно необходимо с каждой покрышки срезать внутренний обод, это позволит воде хорошо стекать и предотвратить ее скапливание внутри автомобильных покрышек. Срезать внутренний обод с них можно посредством электролобзика;
Выгребная яма из покрышек
теперь пришло время установки вводной трубы, для этого с помощью электролобзика с боку шины нужно вырезать соответствующего диаметра отверстие;
Нужно сделать отверстие в покрышке для трубы
укладывать автомобильные покрышки в выгребную яму необходимо так, чтобы самая верхняя шина была на небольшом возвышении от уровня почвы. Образовавшиеся пустоты между покрышками следует засыпать землей. Что касается внутренних стыков между покрышками, то их необходимо изолировать герметиком;
Выгребная яма фото
яма готова, осталось ее прикрыть и сделать это можно при помощи полимерной крышки. Кроме того, системе необходимо обеспечить хорошую изоляцию, для этого потребуется сделать вентиляционную трубу. Труба должна находиться на небольшом возвышении – 60 см от уровня земли.
Вентиляционная труба для выгребной ямы из покрышек
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выгребная яма своими руками для частного дома имеет некоторую особенность!
Особенность эта заключается в том, что яма не имеет дна, что вносит некоторые коррективы в ее месторасположение. То есть, она должна находиться на некотором расстоянии от дома – не менее 5 метров, от проезжей части — на 4 метра, от соседнего участка — на 2 метра, от колодца — на 25 метров.
Что касается откачки сточных вод из выгребной ямы, то это можно сделать посредством ассенизаторской машины.
Установка покрышек
И вот вы подошли к главному моменту. После всех расчетов и подготовки места, начинаете строительство сливной ямы.
- Первым делом выберите тип покрышек, из которых будете выкладывать колодец. Как вы понимаете, размер покрышек может быть разный, и вам необходимо подобрать для себя оптимальный вариант. Если грунтовые воды находятся высоко, то целесообразно использовать покрышки большого диаметра. За счет таких размеров вы увеличите объем ямы, не углубляясь до грунтовых вод. А если уровень грунтовых вод позволяет копать глубокие ямы, то можно воспользоваться покрышками и поменьше.
- С покрышками вы определились и подобрали их нужное количество. Берете инструмент и приступаете к земляным работам. Одну из покрышек положите на то место, где будет располагаться яма. Сделайте разметку чуть больше ее диаметра и приступайте к извлечению земли.
- Вырыв полностью котлован, берете бур и в середине ямы делаете отверстие для соединения с грунтовыми водами.
- Возьмите пластиковую трубу диаметром 110 мм. Отмерьте от края 1 метр, и в боках этого куска просверлите несколько отверстий. Сверху трубу обмотайте полимерной сеткой.
- Вставляете готовую трубу в отверстие дна ямы с таким расчетом, что сверху остается выступ высотой 1 м, с подготовленными отверстиями. Сверху отверстие в трубе накрываете сеткой. Как вы поняли, эта труба предназначена для дренажа, а сетка не даст забиться трубе твердыми отходами.
- После установки трубы, на дно ямы насыпаете подушку из щебня высотой 10 см.
- На готовое дно ямы начинаете укладывать покрышки, при этом верхнюю часть немного срезаете электролобзиком. Эта хитрость поможет улучшить слив.
- Каждое соединение покрышки между собой, смазываете силиконом или битумом, для герметизации. А дойдя до места входа сливной трубы, электролобзиком вырезаете отверстие в покрышке. Вставив трубу, обязательно выполните герметизацию стыка.
- Самая верхняя покрышка должна быть выше уровня земли, и иметь крышку с трубой для вентиляции. Высота этой трубы – 60 см.
- Зазор между ямой и установленными покрышками необходимо засыпать грунтом.
Вот в принципе и вся работа. Теперь вы знаете, как сделать яму из старых покрышек.
Порядок монтажа
Сливная яма из покрышек может устанавливаться, только если соблюдаются условия отдаления от ключевых точек на участке. Требования СНиП:
- От дома – 5-10 м.
- От источника питьевой воды (колодец, скважина) – 30-50 м.
- От соседского забора, дороги – 5 м.
Следующий этап, как сделать сливную яму из покрышек – разработка котлована. Диаметр, как и глубина будущей ямы должны быть больше, нежели диаметр колес. Снизу будет проводиться подсыпка песком и щебнем, по бокам герметизация и укрепление конструкции из колес.
Выгребная яма из покрышек своими руками это не только котлован для шин, но и дополнительные земляные работы в виде обустройства траншей для труб. При этом нужно достичь уклона в 2 см на каждый метр трубы (подробности в статье «Расчет уклона канализации согласно СНиП»). Только в этом случае стоки будут двигаться самотеком.
Следующий шаг – это создание фильтрующего дня из слоя песка и щебня, каждый не менее 15 см, а лучше 20-30
Каждый слой дренажа важно тщательно утрамбовывать. Даже если яма создается исключительно для туалета – это требование следует соблюдать
Еще один этап – подготовка шин. Есть варианты, когда рекомендуют срезать корд, а в отдельных случаях это не делают. Это уже зависит от времени и желания – если корд срезать, то будет удобнее чистить яму и удастся исключить накопление воздуха и стоков в углублениях.
Далее шины опускают одна за другой в яму. Каждый последующий «этаж» следует скреплять болтами или пластиковыми стяжками для проводов (проволокой и т.п.). Стыкуемые поверхности обрабатываются герметиком.
Выгребная яма из покрышек должна иметь вход канализационной трубы, он располагается на уровне 2-3 покрышки от верха. Вывод трубы – примерно посредине ямы, чтобы стоки не задерживались в покрышке.
После всего этого следует осуществить обратную засыпку ямы. Верхняя покрышка обязательно закрывается листом металла или обрезанным дном бочки, поверх следует настелить рубероид, идеально вывести вентиляционную трубу, высотой не меньше 2 м.
Сделать такую яму без откачки возможно, если у Вас песчаная почва или вы пользуетесь ею время от времени. Дополнительно помогут ее очистить биологические средства для туалетов.
Преимущество очистной системы из автомобильных колес
Основной плюс — это минимальный уровень затрат на обустройство системы канализации Если вы решили своими руками сделать септик из покрышки для авто, то в некоторых случаях подобная конструкция отличается преимуществами, равно как и недостатками. Основными плюсами очистного сооружения являются:
- Минимальный уровень затрат на обустройство системы канализации своими руками;
- Упрощение работ, что позволяет смонтировать камеры в одиночку;
- Средний срок службы, сводящийся к 10-15 годам, что, в принципе, устроит дачников и владельцев некапитального дома/дачи.
К недостаткам очистного сооружения из покрышек можно отнести:
- Восприимчивость резины к агрессивной среде. Со временем шины колес будут просто «съедены» сточными водами;
- Возможная разгерметизация резервуаров ввиду пучения и подвижности грунта (при условии допущения ошибок при монтаже септика покрышки);
- Исключение возможности ремонта септика своими руками ввиду его бесполезности. Если такая система очистки стоков будет повреждена, придётся просто делать новый септик в другом месте, поскольку даже демонтаж этого не будет иметь смысла;
- Появление неприятного запаха от септика из покрышки. Но здесь ситуацию можно исправить при помощи фановой трубы.
Какой вариант септика из покрышек выбрать
Септики, собранные из изношенных покрышек, бывают трех видов:
1. С фильтрующей системой. 2. С отстойником и фильтрующим (поглотительным) колодцем. 3. С фильтрующей системой и дренажной трубой.
Выбирать конструкцию нужно исходя из объемов сточных вод. Для семьи из трех человек вполне подойдет септик из покрышек с фильтрующей системой. Если семья большая, то такой септик быстро придет в негодность из-за перегруженности, поэтому лучше выбрать вариант с отстойником и фильтрующим колодцем.
Канализационная конструкция с фильтрующей системой
Это самый бюджетный способ для тех, кто своими руками замыслил сделать септик из покрышек. Для него достаточно вырыть котлован, подготовить дно и уложить колеса. Принцип установки несложного сооружения для сточной очистки наглядно и понятно показан на картинке.
Вместительность и связанные с ней рабочие возможности септика будут зависеть от диаметра колес. Лучше брать от крупной техники
Принцип работы прост:
1 Стоки попадают в емкость. 2. Твердая нерастворимая составляющая стоков не проходит в землю и оседает на поверхности дренажного слоя из щебня. 3. Отфильтрованная вода уходит в землю через дренаж.
Минус сооружения в том, что этот вид предназначен для сбора и очищения только серых стоков: воды, загрязненной при приготовлении пищи, ее же из душевой с ванной, от стиральной и посудомоечной машин. Переработка фекальных масс в подобной конструкции не производится.
Однако если устроить герметичное дно вместо дренирующего слоя и обеспечить герметичность соединения в стенках, этот вариант может служить накопителем для сбора всех видов стоков, которые предстоит регулярно откачивать.
Преимущество этой системы в ее простоте. В качестве обсыпки можно выбрать керамзит, песок и просто обычную землю. К недостаткам относится быстрое образование на дне емкости тягучего илового остатка, который со временем затруднит отток жидкости. Если это произойдет, придется откачивать септик и чистить дно с последующей заменой гравия. Такой септик нельзя располагать близко от зданий или погребов.
Сооружение с отстойником и фильтрующей системой
Этот вариант сложнее предыдущего, но и долговечнее. Конструкция состоит из двух емкостей. Одна служит для отстаивания сточных вод, а другая для их фильтрации перед попаданием в землю.
От предыдущего варианта этот отличается наличием отстойника с герметичным дном. В нем поступившие по канализационной трубе стоки отстаиваются. Нерастворимая составляющая оседает на дне, а жидкая перемещается в поглотительный колодец для доочистки путем фильтрации через дренажный слой щебня
- Сточные воды сливаются по трубе в первую емкость. Крупные фракции оседают на дне отстойника.
- Легкие фракции вместе с жидкой составляющей попадают по смежной трубе в фильтрующий колодец.
- Жидкие стоки проходят систему фильтрации из гравия и песка, а затем уходят в землю. На дне поглотительного колодца оседают легкие фракции.
Эта конструкция септика из старых автопокрышек самая экологически чистая и экономически выгодная. Откачку из нее нужно будет проводить не чаще 4-5 раз в год. При этом если септик постоянно используется, его ненужно дополнительно утеплять.
Септик из шин с дренажной трубой
Это не самая удачная конструкция. Наличие дренажной трубы не играет особой роли в работе системы.
В трубе необходимо просверлить отверстия. Для этого нужно использовать дрель со сверлом, соответствующим материалу трубы. Не забывайте охлаждать сверло, иначе оно нагреется и станет хрупким
Принцип работы этой системы самодельного септика:
- Стоки попадают в емкость.
- Нерастворимые нечистоты оседают на щебне.
- Отфильтрованная вода уходит в землю через дренажную трубу и щебень.
Назначение дренажной трубы состоит в том, что чтобы уводить воду, минуя забитое илом дно. Но она также быстро им забивается и служит недолго.
Канализация из покрышек на даче
До того как приступить к работе, обязательно нужно ознакомиться с указанным ниже чертежом.
Непосредственно после тщательного изучения чертежа и определения с местом строительства можно приступать к работе. Для общей доступности вся работа будет указана в пошаговой инструкции.
Что касается экономии, то для работы вполне подойдут старые покрышки, не обязательно тратиться на новые. Для этого достаточно пообщаться со своими друзьями – автомобилистами или же пройтись по различным СТО.
- Для начала нужно собрать 10 покрышек (можно и больше – все зависит исключительно от планируемой глубины выгребной ямы). Так, если вы будете использовать для откачки ассенизаторскую машину, глубину нужно делать не больше 3-х метров. В противном случае насос машины просто не сможет поднимать нечистоты.
- Приступайте к копанию котлована после того, как подготовите все необходимое. Старайтесь копать шахту шириной, не больше от внешнего диаметра покрышек – так вы сэкономите свое время и силы. В среднем на эту работу уходит несколько дней. Но если вы спешите, то можно оплатить услуги экскаватора, и все будет сделано за 40 минут.
- В конце работы на дне готовой ямы следует пробурить дренажную скважину, в которую вставляется труба длиной в полтора метра. Она будет выступать в качестве фильтрующего элемента. В трубе нужно проделать отверстие по всей длине, а верх закрыть полипропиленовой сеткой. Так сточные воды будут просачиваться до самого дна и, как следствие, идти в грунт.
- Затем дно котлована нужно покрыть крупным щебнем. Это называется дренажная подушка. Поверх нее можно положить несколько старых покрышек. После того, как будет положена последняя покрышка, ее верхняя должна быть несколько выше поверхности земли.
- Поверхность шин необходимо обработать для того, чтобы в них потом не скапливалась сточная вода. С этим справиться вам поможет электролобзик, которым нужно обрезать выступающие части покрышек изнутри.
- Теперь пришло время для вводной трубы, которую нужно вставить в готовую конструкцию. Ее цель – это сброс стоков из канализационной системы дома в выгребную яму.
- Засыпьте котлован глинистым грунтом. Он поможет вам создать дополнительный гидроизоляционный эффект.
- Используйте герметик для заполнения стыком между шинами. Это сможет предотвратить попадание стоков в землю.
- Сверху установите крышку. В большинстве случаев ее делают из полимерных материалов. Для подачи в яму кислорода нужно соорудить вентиляционную трубу. Ее высота над землей должна быть больше 50 сантиметров.
Котлован и траншея для колодцев
Наметьте контуры котлована для будущей канализации из покрышек. При ширине 110 см, его длина составит
- на 2 колодца — 240-250см,
- на три — около 4-х метров.
Глубина в котловане одинаковая не везде. И должна соответствовать общей высоте покрышек + 40 см на бетонное основание и гравийно-песочный фильтр. Под последнюю конструкцию из шин бетонное основание не заливается. Выкопайте сначала котлован из расчета глубины на первый (или первые два) колодца. В него засыпьте сначала песок а, сверху слой гравия.
Поверх гравийно-песочного фильтра залейте бетонное основание толщиной 10 см. Пока застывает бетон, подготовьте шины. Нужно обрезать обод покрышки. Это легко можно выполнить при помощи электролобзика с полотном для металла. Отверстие для полотна высверливается сверлом 8 мм. На первых и последних покрышках обрезаете только один обод, таких покрышек должно быть для двухкамерного септика 4, и 6 — для трехкамерного. На промежуточных шинах обрежьте обод с обеих сторон.
В тех покрышках, в которые будут входить трубы, вырежьте круглые отверстия для них. Учитывайте, что труба должна быть под уклоном. Следовательно, на покрышке первого колодца отверстие для трубы располагается выше, чем на покрышке для второго, а для следующего перехода также вырезайте отверстия, чтобы сохранить уклон переходника.
Важно. Отверстия для труб вырезайте в соответствии с его размером, чтобы труба входила плотно. Тогда герметичность будет выше и меньше потребуется уплотняющих средств
Тогда герметичность будет выше и меньше потребуется уплотняющих средств.
Когда бетон застынет, можно начинать монтаж септика. В первый колодец попадает вся грязь. Поэтому вставив в него трубы, желательно эти отверстия, а также стыки между шинами заделать герметиком.
Первую шину ставьте вниз необрезанной стороной, у последней шины, наоборот, необрезанная сторона должна быть наверху.
Оберните смонтированный колодец рубероидом, чтобы из промежутков между стыками шин ничего не просачивалось. Чем герметичнее будет септик, тем меньше он создаст проблем.
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО
Площадку для последнего колодца углубите. В него должны встать дополнительные 1-2 шины, плюс под колодец из шин необходимо засыпать слой песка 15-20 см и еще столько же щебня в качестве дренажного фильтра.
Осталось только засыпать септик по углам и краям, приготовить для него круглые люки. И септик из шин готов.
Канализация из покрышек: плюсы и минусы ↑
Среди неоспоримых достоинств обустройства септика из автомобильных шин стоит выделить:
- Доступность материала. Достать шины не составит труда, накопивих самостоятельно или попросив в ближайшем шиномонтаже.
- Низкая стоимость. Устройство канализационного колодца не требует ни вложений, ни привлечения наемных рабочих.
- Простота монтажа. Если для возведения заводского септика не обойтись без задействования средств малой механизации, то сооружение колодца из уложенных друг на друга автомобильных шин легко выполнить и самому без чьей-либо помощи.
Для работы можно использовать старые шины от любой техники
Но при всех достоинствах канализация из шин не лишена недостатков. К их числу стоит отнести:
- Малая вместительность. Такое канализационное сооружение эффективно лишь для обустройства дач и домов, где проживает не более трех членов семьи. Но в любом случае содержимое придется откачивать не реже, чем раз в сезон.
- Сезонность применения. В холодное время года при минусовых температурах, когда выложенные из резиновых покрышек стены септика промерзают, пользование канализацией затрудняется.
- Необходимость профилактического осмотра. Для продления срока службы конструкции раз в год в начале сезона необходимо осматривать соединения между шинами. При обнаружении протечек все стыки нужно герметизировать с помощью специальных составов.
- Ограниченный срок службы. Даже при тщательном уходе и своевременном проведении профилактических мероприятий срок службы канализации из покрышек не превышает 20 лет.
И септик, и выгребную яму по мере накопления приходится очищать, привлекая для этого ассенизаторов
Существенным недостатком собранного из шин колодца, если речь идет о его негерметичном варианте, является санитарная «неблагонадежность» конструкции. Кроме того, если при обустройстве канализации не продумать вопрос вентиляции, велика вероятность появления неприятных запахов.
Выгребная яма с переливом
Из покрышек можно соорудить не только простейшую выгребную яму, но и что-то наподобие септика. Объемы очистки будут небольшими, но для дачи с непостоянным проживанием этого вполне достаточно.
Технология аналогична стандартной, но некоторые отличия имеются:
- Дно оформляют толстым слоем (около 40 см) щебня, но дренажную трубу не устанавливают.
- Боковые части покрышек обрезают, чтобы увеличить объем выгреба.
- В центр ямы помещают бетонную трубу, ориентируя ее вертикально. Сечение ее — ½ от диаметра шин, а высота равна соответствующему параметру ямы минус 10 см.
- В верхней части трубы проделывают 1 большое отверстие для перелива осветленной жидкости или ряд мелких. В этом же районе подсоединяют трубу диаметром 10 см, по которой стоки отводят из дома и герметизируют место стыка.
- Низ трубы бетонируют. Конструкцию закрывают крышкой с отверстием для вентиляции. По нормам высота вентиляционной трубы не должна быть ниже 4 м.
Можно сделать выгребную яму с переливом и по-другому. Если количество покрышек достаточное выкапывают не одну яму, а две. Соединяют их переливной трубой. Из дома стоки подают в первую шахту для отстоя.
Построив выгребную яму с переливом, вы будете реже пользоваться услугами ассенизаторской машины, сможете переработать стоки в большем объеме
Здесь ил осядет на дно, а частично очищенная жидкость через трубу поступит во второй отсек. Таким образом, можно переработать больший объем стоков, но обойдется такая конструкция дороже.
Устройство выгребной ямы без дна невозможно, если грунтовые воды находятся на уровне менее 2 м от поверхности.
Между уровнем находящейся в грунтах воды и условных дном сооружаемого выгреба должна быть толща грунта мощностью минимум метр. Только в этом случае утилизированные в нижележащие породы стоки пройдут достаточную доочистку для просачивания в грунтовую воду.