Рисунки для травления на металле эскизы

Узоры для графировки

В качестве узоров для гравировки принимается любое графическое изображение с такими элементами:

  • обычные линии, простые геометрические фигуры, абстракции, орнаменты;
  • узоры и народные мотивы (чаще других задействуются скандинавские, славянские и отдаленно индийские – играет роль их самобытность и распространенность), в частности – кельтские кресты;
  • руны, буквы, иероглифы, всевозможные символы;
  • все, что связано с викингами: топоры, шлемы, лодки и просто лица с бородами и шрамами;
  • животные: медведи, волки, слоны и прочие, чей вид и способности ассоциируются с силой или иными качествами, полезными в бою и работе;
  • прочие представители животного мира: птицы, змеи, рыбы;
  • нечто известное и культовое: от розы ветров до политических деятелей.

Ограничивают полет фантазии только имеющиеся творческие возможности рисования и технические средства.

Рисунки – плод фантазии и возможностей.

Травление_на_топоре_своими_руками

Материалы и инструменты, которые использовались автором:

Список материалов:

— обычный топор; — ручка к топору (можно переделать старую, если древесина хорошая).

Список инструментов:

— сварочный аппарат (или мощный блок питания для травления); — электролит и емкость (обычная соль, вода); — латунная щетка для дрели (полностью латунная, с напылением не подойдет); — болгарка; — дрель; — краска; — бормашина.

Процесс изготовления топорика викингов:

Шаг первый. Вырезаем желаемый профиль топора

Для начала нам нужно придумать желаемую форму топора. Рисуем нужный профиль прямо на подготовленном топоре маркером. Ну а далее приступаем к резке. Зажимаем топор в тисках и работаем болгаркой. Спешить не стоит, металл довольно толстый и режется не быстро. Вогнутые участки вырезаем кусками.

Далее профиль обрабатываем уже вручную, чтобы получить окончательный результат. Работаем напильниками по металлу. Но это не всегда может получиться, так как металл обычно закален и для этой процедуры нужно проводить отжиг. Также нам нужно обрезать болгаркой обух, сделать его уже, так как сам топор уже стал уже. В завершении тщательно шлифуем топор, нам нужно счистить всю ржавчину и прочие загрязнения, которые будут мешать травлению и наплавке латуни. Автор производит шлифовки при помощи болгарки с лепестковым шлифовальным диском.

Шаг второй. Покрываем топор латунью

Теперь можно покрыть топор латунью, автор использовал для этого уникальный способ. Для начала берем газовую горелку и разогреваем топор примерно до 150 градусов Цельсия. Далее нам понадобится щетка из латуни, которая закрепляется в патроне дрели. Щетинки должны быть только из латуни, щетка с налетом латуни не подходит. И далее этой щеткой обрабатываем топор, на нем будет оставаться покрытие латуни. В целом даже на этом шаге топор уже смотрится очень красиво, он золотого цвета. Это покрытие уже не будет ржаветь. Слоев нужно наносить несколько, делаем это равномерно, чтобы покрытие хорошо держалось.

Ну а теперь можно приступать травлению. Погружаем топор в емкость с электролитом и подаем напряжение от блока питания. В качестве электролита автор использует соль и воду. Не дышите выделяющимися парами, они вредны для здоровья, а еще они взрывоопасны!

Травление печатных плат

Существует несколько способов протравливания плат. В первом случае используется вода и хлорное железо. Его можно изготовить и самостоятельно. Для этого в соляной кислоте растворяют железные опилки. Смесь выдерживают некоторое время. Также травление печатных плат осуществляется с помощью азотной кислоты. Весь процесс длится около 10 минут. По его окончании плату необходимо тщательно протереть с помощью пищевой соды, так как она отлично нейтрализует остатки едкого вещества. Еще один состав для протравливания включает серную кислоту, воду, перекись водорода (в таблетках). Гораздо больше времени занимает травление плат таким составом: горячая вода, поваренная соль, медный купорос. Стоит отметить, что температура раствора должна быть не меньше 40 градусов. В противном случае травление займет больше времени. Можно протравливать платы и с помощью постоянного тока. В качестве посуды для данного процесса можно использовать стеклянную, пластиковую тару (она не проводит ток). Заполняют емкость раствором пищевой соли. Именно он является электролитом. В качестве катода можно взять медную (латунную) фольгу.

Особенности способа

Подготовка рисунка (надписи)

Все, что требуется, несложно найти в интернете и скопировать. Для тех, кто владеет компьютерной графикой – вообще не проблема. Главное, чтобы под рукой был принтер для распечатки.

  • Придется делать зеркальное преобразование изображения. Для такой технологии принтер можно использовать только лазерный. Другой тип устройства не подходит. Бумага понадобится не обычная, а тонкая глянцевая. Как вариант – пленка самоклеющаяся. В этом случае заправлять нужно так, чтобы оттиск пришелся на подложку. Можно ее закрепить и на стандартной (офисной) бумаге кусочками этой пленки. Режим «яркость» принтера – на максимум.

После распечатки изображение аккуратно вырезается.

Травление цветных металлов

Медь и сплавы на ее основе протравливаются с помощью серной, соляной, фосфорной или азотной кислот. Процесс ускоряют растворы хроматов или нитратов. Первая стадия – это удаление окалины, затем происходит непосредственно травление латуни. Алюминий (и его сплавы) травятся в растворе едкой щелочи. Для литейных сплавов используют азотную и плавиковую кислоты. Заготовки с точечной сваркой обрабатываются фосфорной кислотой. Титановые сплавы протравливаются также в два этапа. Сначала – в едкой щелочи, потом в растворе серной, плавиковой, азотной кислот. Травление титана используется для удаления окисной пленки перед нанесением гальванических покрытий. Молибден обрабатывают раствором на основе едкого натрия и перекиси водорода. Кроме того, травление металлов (например, таких как никель, вольфрам) производится с помощью воды, перекиси водорода и муравьиной кислоты.

Как получить побежалый цвет?

Чтобы добиться получения побежалого цвета на поверхности вашего изделия, нужно очень хорошо знать, при какой температуре он появляется и какая продолжительность нагрева необходима для его закрепления на металле. Главное условие: обжиг пламенем должен происходить строго определённое время. Поэтому, если вы хотите облагородить ваше изделие побежалым цветом, выберите предмет небольших размеров, потому что на газовой плите или паяльной лампе будет практически невозможно равномерно нагреть большую площадь металла.

Как только вы добились появления нужного цвета, немедленно снимайте изделие с огня и дайте ему остыть. Затем натрите его маслом для закрепления цвета.

Действия при химической реакции

Во время реакции образуется налёт, которого будет становиться всё больше. Он тормозит весь процесс, поэтому нужно периодически смывать его водой. Не стоит этого делать при помощи различных щёточек, кисточек и прочих инструментов, потому что можно повредить краску. А ведь она словно держит весь рисунок, и будет обидно, если, осуществляя травление ножа, к примеру, рисунок на нём вы ненароком повредите. Это очень тонкая работа, требующая твёрдой руки и терпения.

От времени, в течение которого металл будет пребывать в растворе, напрямую зависит глубина рисунка. Точных критериев не существует, поэтому каждый мастер должен сам наблюдать за ходом химической реакции. И только проделав это несколько раз, можно будет с уверенностью говорить, какое время необходимо для проявления желаемого рисунка на задуманную глубину.

Разработка и нанесение рисунка

Эскиз

Сюжетный рисунок, растительный орнамент, логотип или просто фраза – это лишь малый перечень идей рисунка, который будет красиво запечатлен на клинке. Выберите, какой узор вы хотите видеть на клинке и начинайте создание эскиза. Можно нарисовать самостоятельно или попросить профессионалов.

После чего нужно перенести рисунок на клинок. Для этого помещаем клинок в сканер, переносим изображение в программу CorelDraw, где обрисовываем контуры клинка. Далее накладываем подходящий орнамент. Результат следует продублировать в зеркальном отображении и отправить в печать.

Лакирование клинка и перенос рисунка

Клинок надо покрыть лаком заранее. Можно воспользоваться матовым лаком для пластмассовых моделей-копий. Лак нужно разбавить нитрорасстворителем, чтобы быстрее высох, и нанести аэрографом (можно и кисточкой). Лак используется потому, что в течение суток сохраняет пластичность и не крошится под скраббером.

Вырезаем эскиз, чтобы было проще подогнать к клинку, «зачерняем» оборотную сторону карандашом, крепим на клинке малярной лентой. После прорисовываем тонкой ручкой орнамент. В итоге получается рисунок на лаке.

Процарапывание рисунка

Рисунок по поверхности лака процарапываем с помощью скрабберов с различной заточкой

Важно, чтобы металл скраббера не был тверже металла клинка, а то будут царапины

Особенности рисунка

Интересно: Активный фильтр низких частот (ФНЧ) для сабвуфера

В нашем примере травится «поле» (это самый сложный вариант, т.к. рисунок процарапать труднее), хотя возможен и более доступный вариант, когда травятся исключительно контуры рисунка.

Шаг 4: Замешиваем кислоту

Наденьте резиновые перчатки.

Для получения необходимой концентрации, нужно смешать хлорное железо с дистиллированной водой в отношении 50/50. Концентрация может быть другой. Почитайте информацию о концентрациях здесь.

Налейте в пластиковый контейнер немного дистиллированной воды и добавьте столько же хлорного железа. Не заполняйте контейнер до верху, ведь вам еще нужно будет погрузить туда ваш клинок.

Добавляйте всегда кислоту в воду, а не наоборот! При смешивании выделяется большое количество тепловой энергии и, если лить воду в кислоту, то вода моментально разогреваясь, разбрызгивается вместе с кислотой во все стороны.

Желательно, чтобы пластиковый контейнер для смеси имел защелкивающуюся крышку.

Обязательно напишите на контейнере: «ЯД! КИСЛОТА!».

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ для смеси металлический контейнер, т. к. кислота вступит в реакцию с металлом!

Полученная смесь прослужит вам довольно долго. Конечно, это зависит от того, какие металлы вы травите и какова площадь травления.

Немного о «Травлении»

Всем привет!

Ну как и обещал, выставляю подробный туториал.

Второй клинок уже доделал, но все времени не было сесть и написать много тексту и вставить фото.

Во общем начну по порядку.

Так как травил клинки практически одновременно то и процесс снимал по ходу дела.

За фото сильно не пиняйте, времени ушло на работу посчитай почти неделю и фото делал в разное время и в разных местах

Кое что даже забыл сфотать. Но думаю и так все будет ясно.

Сталь на обоих клинках СН1, взял ее из за интересного булатного рисунка, что в купе с картинкой смотрится очень даже ничего.

На клинке с Соколами этапов травления 5.

На клинке с Кабанами 4.

Все проделанные мной операции-это то как я делаю и на истину в последней инстанции не претендую. Всего лишь мой способ.

1. Изначально на хорошо отшлифованный клинок, до 1000гр подбираю рисунок. Иногда заранее наношу его на бумагу, чтобы было потом легче компоновать рисунок на клинке. Всякого рода переводными не пользуюсь, а наношу рисунок сразу кисточкой

Здесь стоит уделить внимание, так как выбор и подборка хорошей кисточки задача не из легких. Я пользуюсь нулевкой синтетика, но перебрал кучу кисточек, чтобы более или менее можно было наносить точный мелкий рисунок, Так же после высыхания можно подправлять иглой, но лучше всего стараться изначально нанести точный рисунок

Первый слой травления, это тот слой который будет самым глубоким и самым темным по общему отношению всего рисунка.

Не обязательно что относительно всего рисунка это будет самый задний план, тут стоит заранее продумывать все будущие оттенки и как это будет смотреться окончательно.

После того как хорошо подсохнет лак, некоторые моменты подправляю иглой.

Хлорное железо растворяю из расчета одна банка на литр воды. Вода примерно 40градусов. На каждый клинок завожу новый, свежий раствор.

Первое травление примерно минут 45-50. Потом мягкой кисточкой смываю лак скипидаром. Промываю в воде и прохожу наждачкой, уже пользованной 1000гр.

На этом фото клинок с Соколами после первого этапа травления, а вот клинок с Кабанами после второго… Забыл отснять после нанесения лака.

2. Этап второй.

Все тоже самое. Наношу лак на те места, на которые требуется по построению рисунка.

Так же после высыхания лака подправляю иглой и в ХЖ. ХЖ последующие разы уже остывшее и повторно его не нагреваю.

По времени второй раз травлю минут 40.

Результат с соколами, с кабанчиками смотреть выше.

3. Этап третий.

В принципе особо комментировать тут нечего, просто внимательно смотрим на те места что закрашены и результат.

Травление в течении так же 40мин. Результат.

4.Четвертый этап.

Смотрим внимательно фото.

Травление в течении 35мин.

В принципе на этом все. Так как для кабанчиков это был последний этап, а вот соколов пятый этап отснять выехал.

Но если внимательно посмотреть окончательный результат, ту будет видно что еще там добавилось…

Тут даже можно провести опрос на внимательность!

Что еще хотелось бы добавить. После каждого смывания лака, я всегда проходился наждачкой(уже забитой) 1000гр. Дабы меньше оставалось результатов химического процесса ХЖ и лак лучше ложился на поверхность. Ну и плюс оттеняешь нужные места.

И еще один маленький момент. Некоторые этапы травления, у меня, выходят в процессе. Точнее сказать, замечаю что чего то не хватает и тут уже приходится импровизировать на ходу,как это вышло с клинком с соколами.

На этом Всем спасибо за внимание!

Если появятся какие либо вопросы, задавайте.

Ну и окончательный вид обоих клинков еще раз.

Заключительная часть

Подобная гравировка, выполненная своими руками, придаст необычности кухонным ножам. Из обычного ширпотреба они превратятся в эксклюзивные изделия, которые удивят ваших друзей и знакомых. А учитывая то, что на выполнение подобной работы не будет затрачено ни копейки, удовлетворение от рисунков, нанесённых методом электролиза, владельцу обеспечено.

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

Предыдущая

ИСТОРИИМини-пылесос из винчестера: вторая жизнь старого жёсткого диска

Следующая

ИСТОРИИДаёшь экономию: телевизор в гараж или на дачу из старого монитора

ВОЗМОЖНО

Нанесение рисунка

Для нанесения рисунка на металл можно использовать массу различных способов, работающих по одному и тому же механизму: участки, не подвергающиеся травлению, защищаются от воздействия агрессивной среды или электролита.

Способ №1

Самым доступным способом считается нанесение на защищаемые участки обычного лака для ногтей. Однако, он обладает рядом существенных недостатков:

  • Вязкость лака не позволяет сделать линии достаточно тонкими для получения узоров высокой сложности;
  • Необходимы хорошие способности в изобразительном искусстве;
  • Исправление неточных линий затруднительно.

Способ №2

Для начала необходимо нанести защитный слой на всю поверхность изделия. Для этого можно использовать грунтовки ГФ-021, ХВ-062 или битумный лак, доступные в магазинах автозапчастей и хозтоваров. После полного высыхания покрытия при помощи гелевой ручки или тонкого маркера можно нанести контуры будущего изображения. Для этой задачи можно привлечь опытного художника.

Далее из медной (можно латунной) проволоки или прутка, диаметр которых выбирается исходя из удобства удержания в руке, необходимо сделать иглу с заострённым концом и процарапать грунтовку по линиям изображения до металла. Более твердый материал иглы может повредить полировку поверхности изделия.

Уже на этом этапе можно оценить рельефность будущего орнамента. Для получения участков с разной глубиной травления металла, например, контуров и полутеней, этот процесс можно проводить в два и более цикла.

Важно! В процессе грунтовка не должна откалываться. Перед нанесением рисунка стоит поэкспериментировать и убедиться в том, что она пригодна для работы

Способ №3

Понадобится лазерный принтер, глянцевая бумага, программа для обработки изображений и утюг. Выбранную картинку необходимо отформатировать (подогнать под размер, сделать зеркальной) и распечатать. Самый доступный источник глянцевой бумаги – женские журналы.

Распечатанное изображение прикладывается к поверхности, накрывается сверху обычным альбомным листом (для защиты утюга) и проглаживается. После остывания бумага смывается под струёй воды, а слой тонера остается на поверхности металла.

Таким способом часто пользуются для травления печатных плат. Основной его недостаток – рисунок наносится только на прямолинейную поверхность.

Важно! Глянец под водой плохо виден. После высыхания необходимо убедиться в том, что он не остался на изделии

Необходимо позаботиться о защите всех поверхностей изделия. Для этого можно использовать различные вещества. Закрыть тыльную поверхность можно обычным пластилином: он является хорошим диэлектриком.

Разработка и нанесение рисунка

Эскиз

Сюжетный рисунок, растительный орнамент, логотип или просто фраза – это лишь малый перечень идей рисунка, который будет красиво запечатлен на клинке. Выберите, какой узор вы хотите видеть на клинке и начинайте создание эскиза. Можно нарисовать самостоятельно или попросить профессионалов.

После чего нужно перенести рисунок на клинок. Для этого помещаем клинок в сканер, переносим изображение в программу CorelDraw, где обрисовываем контуры клинка. Далее накладываем подходящий орнамент. Результат следует продублировать в зеркальном отображении и отправить в печать.

Лакирование клинка и перенос рисунка

Клинок надо покрыть лаком заранее. Можно воспользоваться матовым лаком для пластмассовых моделей-копий. Лак нужно разбавить нитрорасстворителем, чтобы быстрее высох, и нанести аэрографом (можно и кисточкой). Лак используется потому, что в течение суток сохраняет пластичность и не крошится под скраббером.

Вырезаем эскиз, чтобы было проще подогнать к клинку, «зачерняем» оборотную сторону карандашом, крепим на клинке малярной лентой. После прорисовываем тонкой ручкой орнамент. В итоге получается рисунок на лаке.

Процарапывание рисунка

Рисунок по поверхности лака процарапываем с помощью скрабберов с различной заточкой

Важно, чтобы металл скраббера не был тверже металла клинка, а то будут царапины

Особенности рисунка

Интересно: Тонировка фар своими руками

В нашем примере травится «поле» (это самый сложный вариант, т.к. рисунок процарапать труднее), хотя возможен и более доступный вариант, когда травятся исключительно контуры рисунка.

Типы травления

В зависимости от используемого для разрушения поверхности материала вещества, выделяют следующие способы травления.

1. Химический метод (его еще называют жидким). При этом используются особые растворы на основе кислот. Таким образом наносят на сплавы орнаменты, надписи.

2. Электрохимическое травление металла — предполагает использование электролитной ванны. Ее заполняют специальным раствором. Также часто при этом используют соли свинца, которые предотвращают перетравливание. Этот способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, рисунок получается более четким, а время, необходимое для завершения процесса, значительно сокращается. К тому же такая обработка металла экономична: объем использованной кислоты гораздо меньше, чем при первом методе. Еще одно несомненное преимущество – отсутствие вредных газов (протрава не содержит едкие кислоты).

3. Существует также и ионно-плазменный способ (так называемый сухой). В данном случае поверхность повреждается минимально. Такой метод используется в микроэлектронике.

Гравировка ножей как искусство

Истоки традиции украшать боевое оружие гравированными узорами восходят к глубокой древности. При появлении металла, который поддавался декоративной обработке, стало привычным наносить на клинки и рукояти различные символы, эмблемы, гербы и девизы. И если поначалу техника украшения носила примитивный характер, впоследствии, в эпоху расцвета рыцарства искусство гравировки достигло своего пика. Те образцы, которые сохранились до наших дней, являются бесценными раритетами, впечатляющими своей искусной выделкой.

Сейчас холодное оружие уже утратило свою актуальность в качестве обязательного атрибута экипировки. Однако обычай украшать ножи сохранился, обретя при этом новую жизнь благодаря современным инструментам и новым возможностям. Изделия мастеров-гравировщиков поражают своей тонкой изысканной работой, многие из экземпляров представлены на выставках. Что примечательно, функции гравированных ножей не ограничиваются декоративностью. Это, прежде всего, боевое или охотничье оружие, незаменимое в определенных ситуациях. Прочная сталь, которая будет хранить веками мастерскую гравировку, делает ножи, кортики и кинжалы памятным и практичным подарком.

Шлифовка: практические рекомендации

Классификация сварных швов по положению в пространстве.

При выполнении такой работы не забудьте хорошо подготовиться. Следует надеть маску во избежание попадания пыли в глаза. Шлифовке подлежат изделия, которые имеют явно заметные дефекты: потертости, царапины и так далее. Вам потребуются шлифовальные головки, которые имеют абразивные ленты.

Для получения желаемого результата шлифуют сталь в несколько заходов. Запомните, что правильно подобранные материалы и инструменты позволят вам снизить время работы и повысить ее качество, это гарантия отличного результата.

Шлифовка готовых изделий выполняется с помощью абразивной шкурки. Этот материал имеет бумажную или тканевую основ с покрытием самой различной зернистости. Мокрая шлифовка делается при помощи водостойких шкурок. Покрытия могут выполняться из стекла, а также кремния. Шлифовка является заключительным этапом процесса обработки нержавейки после сварки. Она равномерно снимает все верхние слои.

Материалы, которые вам потребуются:

  • болгарка;
  • шлифовальные круги с разной зернистостью;
  • столярный клей;
  • наждачная бумага;
  • полировальная паста.

Для шлифовки сварочных швов на изделиях из нержавейки понадобится болгарка.

Первым делом нужно убрать наплывы металла со сварного шва. Сделать это можно болгаркой. Если поверхность в достаточной степени гладкая и ровная, то можете сразу приступать ко второму этапу. Приготовьте войлочный круг, с помощью обычного шпателя наносите на поверхность обрабатываемого изделия столярный клей

Аккуратно и осторожно пройдитесь по абразивной крошке, которую можно получить из наждачной шкурки

Затем отшлифуйте поверхность еще три-четыре раза. При этом размер абразива должен уменьшаться. Поверхность нержавейки требуется промывать после каждой шлифовки.

Она должна быть идеальной, абсолютно гладкой и ровной, без шероховатостей. Иначе придется переделывать все заново. На следующем этапе вам понадобится войлочный круг и полировальная паста. Лучше найти алмазную, со степенью зернистости, соответствующей вашему металлу. Это финишная полировка, убирающая видимые риски. Вы увидите, как поверхность преображается и становится более гладкой.

Протравы, используемые для стали

Очень часто для травления стали применяют раствор азотной кислоты. Также используется соляная, виннокаменная (с небольшими добавками азотной). Твердые марки стали протравливаются смесью азотной и уксусной кислот. Глифоген – это специальная жидкость на основе воды, азотной кислоты и алкоголя. Поверхность обрабатывают таким составом несколько минут. Затем промывают (раствор винного спирта в очищенной воде), быстро сушат. Это – предварительное протравливание. Только после таких манипуляций заготовки помещаются в травильный раствор. Чугун хорошо протравливается в растворе серной кислоты.

Узоры для графировки

В качестве узоров для гравировки принимается любое графическое изображение с такими элементами:

  • обычные линии, простые геометрические фигуры, абстракции, орнаменты;
  • узоры и народные мотивы (чаще других задействуются скандинавские, славянские и отдаленно индийские – играет роль их самобытность и распространенность), в частности – кельтские кресты;
  • руны, буквы, иероглифы, всевозможные символы;
  • все, что связано с викингами: топоры, шлемы, лодки и просто лица с бородами и шрамами;
  • животные: медведи, волки, слоны и прочие, чей вид и способности ассоциируются с силой или иными качествами, полезными в бою и работе;
  • прочие представители животного мира: птицы, змеи, рыбы;
  • нечто известное и культовое: от розы ветров до политических деятелей.

Ограничивают полет фантазии только имеющиеся творческие возможности рисования и технические средства.

Рисунки – плод фантазии и возможностей.

Что собой представляет и для чего необходим

Чертеж дает полное описание изделия с указанием размеров, формы, рекомендуемого материала. Информация отражена в рамке в нижнем правом углу изображения либо в отдельном описании. Игнорировать рекомендации не стоит. За ними стоит многолетний, а иногда и многовековой, опыт мастеров. Например, схема выкидного ножа достаточно сложна, а для ее реализации потребуются навыки работы с металлом, специальный набор инструментов.

Важным фактором при изготовлении становится соблюдение пропорций, размеров изделия – и без чертежа добиться точности практически невозможно. Фото дает только визуальное изображение ножа, и сделать копию по снимку непросто, ведь необходимо учесть особенности отдельных элементов, сопряжения прямых линий с овалами, кривыми. Можно сделать самостоятельные наброски ножей в натуральную величину. Изображение должно быть выполнено в масштабе. В этом случае при изготовлении достаточно перенести линии на заготовки для клинка, элементов рукояти. Инструмент и способ обработки выбираются самим домашним мастером на его усмотрение с учетом имеющихся возможностей.

Готовый чертеж можно скачать. Найденный в интернете файл открывают в графическом редакторе, проверяют размеры и распечатывают в масштабе 1:1. Большинство чертежей выполнено по всем правилам Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). А вот некоторые любительские рисунки или эскиз ножа в художественной форме без указания размеров использовать сложно. Если нет умения точно передать особенности конструкции и сделать чертеж, нужно попросить изготовить шаблоны для ножей у тех, кто этим занимается профессионально.

Можно реализовать свои идеи, сделав наброски ножей в натуральную величину, не ориентируясь на уже готовую модель. При этом необходимо соблюдать общие правила составления чертежа. Например, спроектировать форму клинка, рукоятки, исходя из личных представлений, предпочтений. В качестве прообраза собственного изделия можно использовать понравившиеся модели. Комбинируя отдельные элементы, создается оригинальный чертеж.

Популярны сегодня трансформирующиеся модели. Но найдя, например, чертежи складных ножей, следует отдавать себе отчет в трудности их изготовления, поскольку желание самостоятельно собрать сложный механизм потребует серьезных навыков слесарной работы. Необходимы соответствующий инструмент, материалы.

Травление стали

В основном такую обработку используют для удаления окалины и различных окислов. Данная процедура требует тщательного соблюдения технологии, так как перетравливание основного металла нежелательно. В процессе применяют как химический способ, так и электролитные ванны. Для приготовления растворов используется соляная, серная кислоты. Все детали требуют тщательного обезжиривания поверхности. Даже небольшой отпечаток пальца способен испортить заготовку. В качестве защитного покрытия применяют лак на основе канифоли, скипидара, гудрона

Однако стоит помнить, что составляющие – огнеопасные вещества, поэтому приготовление лака требует большой концентрации внимания и осторожности. После того как завершилась обработка металла, происходит непосредственно сам процесс травления

По его окончании деталь необходимо очистить от лака.

Травление стали

Кроме художественного травления металла, позволяющего получать изысканные изображения на стальных поверхностях, травление стали используют и для удаления окалины и оксидных пленок. При этом следует особо тщательно соблюдать требования технологического процесса во всем, что связано с концентрацией протравочных растворов и времени выдержки детали в протраве или в электролитной ванне. Перетравливание в ходе такой операции крайне нежелательно.

При травлении стали применяют как жидкий, так и электрохимический метод. Протраву готовят на основе сильнодействующих кислот, таких, как соляная или серная

Особое внимание следует уделить тщательному обезжириванию поверхности. Пропущенное масляное или жировое пятно может привести заготовку в негодность

Для защиты частей заготовки, не подлежащих травлению, использую лаки, составляемые на основе канифоли, скипидара, гудрона.

Эти компоненты легко воспламеняемы, поэтому во время работы с лаком следует сбыть особо внимательным и осторожным. По окончании травления непротравленные участки заготовки очищают от защитного лака растворителем.

Большой популярностью среди домашних мастеров — травильщиков пользуется азотная кислота. Ее применяют как единственную основу для протравы, так и в смеси с виннокаменной или соляной

Раствор для травления металла на основе смеси азотной и соляной кислоты обладает очень высокой химической активностью, и обращаться с ним следует крайне осторожно

Для обработки твердых и специальных сортов стали используют смеси азотной и уксусной кислоты. Обработку проводят в два этапа. Сначала готовят специальную предварительную протраву — глифоген, представляющий собой смесь воды, азотной кислоты и этилового спирта. В ней деталь выдерживают в течение нескольких минут. Далее заготовку промывают раствором винного спирта в дистиллированной воде и тщательно высушивают. После этого проводят основное протравливание.

Исходя их атомного веса и определяемых им физико-химических свойств вещества, для каждого металла и сплава подбирают свою, наилучшим образом воздействующую именно на него, протраву.

Травление медных сплавов

Как чистая медь, так и медные сплавы протравливают с применением серной, соляной, фосфорной, азотной кислоты. Для повышения скорости реакции в растворы добавляют соединения хрома или азота. На первой стадии травления с заготовки удаляют окалину и оксидную пленку, далее переходят собственно к травлению металла

При травлении меди в домашних условиях следует соблюдать осторожность

Алюминий и сплавы на его основе выделяются среди других металлов тем, что для их травления применяют не кислотные, а щелочные растворы. Для молибдена также применяют щелочные растворы на основе едкого натра и перекиси водорода.

Титан стоит еще большим особняком — на первом этапе предварительного протравливания применяют щелочь, а на основном — уже кислоту. Для титана применяю самые сильные кислоты — плавиковую и концентрированные серную и азотную. Титановые заготовки протравливают с целью снятия поверхностного слоя окислов непосредственно перед тем, как нанести гальваническое покрытие.

Заготовка для печатной платы представляет собой лист текстолита, с одной или с двух сторон покрытый слоем медной фольги. Целью травления печатных плат является создание проводящих дорожек из медной фольги в точном соответствии с чертежом. Дорожки покрывают защитным лаком, остальную часть фольги удаляют травлением.

В домашних условиях применяет несколько способов:

  1. Хлорным железом. Реагент приобретают в магазине химических товаров или делают самостоятельно. В соляной кислоте следует растворить железные опилки. Перед использованием раствор следует выдержать до полного растворения железа и тщательно перемешать.
  2. Азотной кислотой.
  3. Водным раствором серной кислоты, смешанной с таблетированной перекисью водорода.
  4. Медным купоросом с добавлением горячей воды и хлорида натрия. Этот вариант самый безопасный, но и самый продолжительный. На протяжении всего процесса температуру протравы следует поддерживать не менее 40 о С, иначе протравливание растянется на многие часы.
  5. Электролитическим методом. Следует взять диэлектрическую емкость (хорошо подходят кюветы для проявки фотографий), наполнить ее раствором поваренной соли, поместить туда плату и кусок медной фольги, которая будет служить катодом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector