Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве

Содержание:

Кёльнский собор

Одно из самых известных и высоких культовых сооружений Европы Кёльнский собор возводили в два этапа. Первый камень в фундамент заложили в далёком 1248 году, а вот завершилось строительство в конце XIX столетия.

Готический собор в Кёльне особо почитаемых в Германии Святых Петра и Марии поражает своим великолепием и монументальностью. Уже долгие годы эта городская жемчужина и шедевр архитектуры является гордостью горожан, а специалисты и просто туристы отмечают ажурность его форм, устремлённых ввысь шпилями башен.

По конструкции это огромная пятинефная базилика, общей площадью 8,5 тыс. м² и высотой шпиля 157 м.

По мнению многих людей, как архитекторов, так и простых туристов, этот собор является одним из самых красивых готических зданий в мире.

3

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

  • Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
  • порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
  • великолепные витражи 12-го и 13-го веков —

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали  собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Костёл Святой Анны в Вильнюсе

Небольшая часовня является жемчужиной красной готики, так называются постройки в готическом стиле из красного кирпича. Подобные строения характерны для восточной Европы и северных государств центральной Европы.

Общее описание. Костел представляет собой небольшое здание, имеющее форму вытянутого прямоугольника длиной 22 и шириной 10 метров, с боковыми тонкими стенами, стрельчатыми окнами, между которыми выступают столбы, играющие роль контрфорсов для поддержания тяжелого свода.

Место расположения: город Вильнюс, Литва.

Даты постройки: 1495-1500 гг.

Кто построил? Достоверно не известно, но есть предположение, что им был архитектор Михаель Энкингер из Данцига.

Главный фасад костёла Святой Анны

Наиболее ценным элементом сооружения искусствоведы считают главный фасад, симметрия которого достигается тремя изящными башнями, имеющими одинаковую высоту. Фронтон, отличающийся декоративностью и многообразием форм и линий, удивительной пластикой — истинный архитектурный шедевр.

Интерьер костёла Святой Анны, общий вид

После пожара 1761 года, стены были оштукатурены, в таком виде здание дошло до наших дней. Вероятно, эта постройка имеет самый скромный интерьер во всём нашем рейтинге. Здесь мы не найдём никаких орнаментов, каменной резьбы, а лишь самые простые готические элементы: потолочные нервюры, стрельчатые своды, витражи. С одной стороны, сыграло свою роль влияние архитектурных течений восточной Европы, но в то же время перед нами интерьер, свидетельствующий о закате величественного стиля.

Основные конструктивные элементы готического стиля

Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.

Арочные своды

Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.

Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу

Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.

Нервюры собора Сан-Шапель в Париже

Значение аркбутанов и контрфорсов

Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.

Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов

Мозаика оконных витражей

Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.

Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами

Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.

Порталы

Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.

Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.


Интерьер готического собора

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.


Комната в готическом стиле

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами

Самые красивые готические соборы Европы:

Реймсский собор (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке. 

Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401—1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь  покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается  одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия. 

Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.

Йоркский собор (Англия). Является одним из крупнейших в своем роде в Северной Европе. Монастырская церковь является резиденцией архиепископа Йоркского. Длина собора — 158 метров, высота — 31 метр. Имеет 3 башни: две по 53 метра и центральная — 61 метр высотой. Нынешнее здание было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году.

Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)

Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.

Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после

  • базилики Святого Петра в Риме,
  • базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
  • собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
  • кафедрального собора Севильи.

Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.

Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.

Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.

Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.

Соборы готического стиля

У собора происходят важнейшие события. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Размеры пытались рассчитать так, чтобы в случае необходимости здание могло вместить все взрослое население города. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Известны случаи, когда сравнительно небольшие городки, которые уже имели соборы, которые по размерам вполне удовлетворяли реальные потребности населения, строили себе новые, значительно больше, для того, чтобы их больше уважали соседи. Но большой собор был большой роскошью не только потому, что на него уходило много материала и на его строительстве работало много людей, а еще и потому, что занимал много места.

Монтаж фальш фасада

Для того чтобы придать зданию колорит готики, необходимо оформить фасад в соответствующем стиле. Перед началом работ рекомендуется внимательно рассмотреть фото готических соборов и замков, выбрать подходящие для конкретного здания элементы декора.

Для готики характерны серые мрачноватые тона. Поэтому подойдут фасадные панели, имитирующие кладку из натурального камня.

Фасадные панели vinyTherm

Vinylit фасадные облицовочные панели с натуральной каменной крошкой

Можно установить полиуретановые фальш колонны и арки, которые создадут впечатление массивных проемов и сводов, характерных для готического архитектурного стиля. Но следует учесть, что пенополиуретан – материал белого или иного светлого цвета. Все они несвойственны для готики. Поэтому колонны и арки нужно будет покрасить в серый или другой выбранный цвет.

Вершины колонн готического английского собора

Оформление фасада фальш колоннами

При выборе пенополиуретановых элементов декора нужно учесть, что большинство предлагаемых производителями фальш колонн имеют ажурное обрамление. Эти элементы декора подойдут для оформления фасада в стиле барокко. Для готики характерны простота и лаконичность линий. Поэтому нужно выбирать те элементы, которые имеют как можно меньше вычурных завитков.

Лепной декор из полиуретана

Весь комплекс работ можно разделить на три этапа:

  • подготовка фасада;
  • монтаж элементов декора;
  • окрашивание пенополиуретана.

Подготовительный этап

Прежде всего нужно произвести визуальный осмотр стен и убедиться в том, что они не требуют косметического ремонта. Если ситуация обратная, приступают к подготовке фасада.

Шаг 1. Удаляют со стен старый отделочный слой.

Шаг 2. Если есть трещины, вычищают их, одновременно удаляя все слабодержащиеся частицы.

Удаление старого покрытия

Шаг 3. Обеспыливают поверхность с помощью ветоши или пылесоса.

Шаг 4. Грунтуют стены на 1-2 слоя, используя специальные составы для обработки фасадов.

Грунтование

Шаг 5. Заделывают трещины с помощью цементно-песчаного раствора, приготовленного в пропорции 3:1 (одна часть цемента марки не ниже М400 и 1 часть карьерного песка).

Заделываем трещины

Шаг 6. В тех местах, где это необходимо, наносят слой штукатурки и выравнивают его. После чего выполняют затирку оштукатуренной поверхности с помощью специального инструмента: терки. Такой подход обеспечит гладкость стен.

Происхождение

Французская готическая архитектура явилась результатом возникновения в 12 веке мощного французского государства с центром в Иль-де-Франс . Король Франции Людовик VI (1081–1137) после долгой борьбы сумел подчинить себе баронов северной Франции и успешно защитил свои владения от нападений английского короля Генриха I (1100–1135). ). При Людовике и его преемниках соборы были самым заметным символом единства французской церкви и государства. Во время правления короля Франции Людовика VI (1081–1137) Париж был главной резиденцией французских королей, Реймсский собор эпохи Каролингов — местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало церемониальным захоронением. Король и его преемники щедро поддержали строительство и расширение аббатств и соборов.

Аббат Сен-Дени, Сугер , был не только выдающимся религиозным деятелем, но и первым министром Людовика VI и Людовика VII. Он руководил королевской администрацией, когда король отсутствовал на крестовых походах. Он заказал реконструкцию базилики Сен-Дени , сделав ее первым и наиболее влиятельным образцом нового стиля во Франции.

Комната в готическом стиле

Для внутренних помещений в готическом стиле используются отделочные материалы в цветах природного камня и тонированная древесина. Для стен выбираются приглушенные тона серого или пастельного цвета.

Потолок расшивается деревянными планками, имитирующими арочные конструкции. Если позволяет форма помещения, стены и потолок можно украсить выносными пилонами. Наибольший вклад в оформление комнаты вносит форма и размер оконного проема. Верхний сектор окон закрывают витражами, а само окно дополняют тяжелыми шторами из бархата.

Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.

Скульптурное украшение порталов и вымперговСкульптурное украшение портала

Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

Дом в готическом стиле

Придать архитектуре здания готический образ не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Использования одних лишь отделочных материалов будет явно недостаточно, нужно будет кардинально перестроить отдельные элементы:

  • Крыша здания оформляется в несколько скатов, с высоким углом наклона и декоративной оградкой со шпилями;
  • В компоновке здания должна присутствовать башенка, лучше всего четырехгранной формы, эркеры или вынесенный второй этаж;
  • Оконные проемы формируют с луковой аркой в верхней части окна.

Для отделки используют краски приглушенных тонов, минимум пластика и оцинкованного металла. Для стен лучше всего подойдет декоративная штукатурка пастельно-серого цвета или окраса насыщенного песчаника.

Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.

Конрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаны

Выдающиеся культурные деятели

Клаус Слютер

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Строительная площадка

Соборы традиционно строились с востока на запад. Если новое здание заменяло старый собор, сначала сносили хор в восточной части старого собора, чтобы начать строительство нового здания, а неф на западе оставляли стоять для религиозных служб. После того, как новый хор был завершен и освящен, остальная часть старого собора была постепенно снесена. Сначала были построены стены и столбы, деревянные леса и крыша. Как только крыша была установлена, а стены укреплены контрфорсами, можно было начинать строительство сводов.

Одним из самых сложных этапов было возведение ребристых сводов , которые покрывали неф и хор. Их тонкие ребра направляли вес сводов на тонкие колонны, ведущие вниз к большим опорным столбам внизу. Первым этапом строительства склепа было возведение деревянных лесов до уровня верха опорных колонн. Затем поверх лесов был построен точный деревянный каркас, имевший точную форму ребер. Затем каменные сегменты ребер были аккуратно уложены в раму и зацементированы. Когда все ребра встали на свои места, замковый камень поместили на вершину, где они сходились. Как только краеугольный камень был на месте, ребра могли стоять отдельно. Затем рабочие заполняли промежутки между ребрами тонким слоем небольших подогнанных кусков кирпича или камня. Каркас был удален. После того, как отсеки были закончены, их внутренняя поверхность, видимая снизу, была оштукатурена, а затем окрашена, и свод был готов.

Для этого процесса требовалась команда специализированных рабочих. Сюда входили резчики, рубившие камень, и позеры, которые устанавливали камни на место; и слои, которые склеивали части вместе. Эти мастера работали вместе с плотниками, которые строили сложные леса и модели.

Работа продолжалась шесть дней в неделю, с восхода до захода солнца, кроме воскресенья и религиозных праздников.

Камни были обработаны на месте и уложены на место, следуя рисункам Мастера Масона, выставленным в его мастерской на этом месте, или иногда высеченным на полу самого собора. Некоторые из этих планов до сих пор можно увидеть на полу Лионского собора .

Поскольку готические соборы были самыми высокими зданиями, построенными в Европе со времен Римской империи, потребовались новые технологии, чтобы поднять камни на самые высокие уровни. Были разработаны различные краны. К ним относятся подъемный кран для беговой дорожки , тип подъемника, приводимый в движение одним или несколькими мужчинами, идущими внутри большой беговой дорожки ( французское : ecureuil , букв.  «Белка»). Размер колеса варьировался от 0,5 до 8 м (от 1 фута 8 дюймов до 26 футов 3 дюйма) и позволял одному человеку поднять вес до 600 кг (1300 фунтов).

Зимой строительство на участке обычно прекращалось. Чтобы дождь или снег не повредили незаконченную кладку, ее обычно засыпали удобрением. Только скульпторы и каменотесы в своих мастерских смогли продолжить работу.

Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре

В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.

Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:

  • ранняя готика – XII век;
  • зрелая или высокая готика – XIII век;
  • поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.

С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.

Ранняя готика

Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.

Монастырская церковь Сен Дени

Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.

Раннеготический собор в Лане

В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.

Период зрелой готики

Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.

Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры

Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.

Интерьер Амьенского собора с окном розой

Особенности поздней готики

Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:

  • чрезмерное количество скульптур и барельефов;
  • витиеватая скрученность фигурных шпилей;
  • стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.

Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики

Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.

Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов

Любое готическое сооружение имеет прочную каркасную структуру. Основная задача каркаса – укрепление здания, облегчение тяжёлых перекрытий и стен. После создания каркасной структуры мастера Средневековья смогли возводить высокие соборы необычной формы.

Основные элементы каркаса:

  • аркбутаны;
  • контрфорсы;
  • нервюры.

Каркасы стали распределять равномерно по всему периметру здания, благодаря чему готические храмы получили запоминающийся «скелет» и надёжную опору. Нервюрные своды имеют множество преимуществ: сокращение сроков строительства, повышение освещённости внутри здания и объединение всех залов храма в один.

ФОТО: upload.wikimedia.orgАркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведения

Снаружи готические соборы укреплялись аркбутанами – каменными арками, передающими давление от нефов к опорным столбам.

ФОТО: mif-medyza.ruАкбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбой

Другой архитектурный элемент – контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая устанавливается напротив сводов и своей массой снимает с них часть давления.

ФОТО: static.tildacdn.comМногоуровневые порталы делают вход в здание заметнымФОТО: upload.wikimedia.orgПортал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонны

Основные черты готики в архитектуре

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с архитектурой в готическом стиле, – это высоченные остроконечные шпили крыш, внешняя строгость декоративной отделки стен и изобилие сводов и колонн. Сказать, что готический стиль легко узнаваем, это значит, не сказать ничего. Готика по праву считается наиболее выразительным архитектурным стилем, который просто невозможно перепутать с каким-либо другим направлением, например, романским построением с его полукруглыми римскими арками или более аляпистым барокко.

Характерная особенность готической архитектуры

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Это интересно: Ручной столярный инструмент — рассмотрим во всех подробностях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector