Изготовление барельефа на стене своими руками
Содержание:
- Мастер-класс по созданию барельефа
- Создание барельефа своими руками
- Плюсы и минусы барельефа
- Техники изготовления рельефных рисунков своими руками
- Делаем форму для заливки гипса
- Материалы для создания барельефа
- Как сделать барельеф в домашних условиях
- Подготовка
- Инструмент
- Барельеф своими руками: общие принципы
- Плюсы и минусы барельефа
Мастер-класс по созданию барельефа
Самостоятельно лепнину тоже сделать можно, для этого берется
- гипс;
- глина;
- алебастр;
- штукатурка на основе гипса.
Сюжет объемного изображения на стене может быть любым
Создать барельефную конструкцию можно даже новичку. В таком случае лучше использовать гипс и штукатурку на его основе. Может шикарная картина не получится, но оформить комнату рельефным изображением получится. Главное соблюдать всю последовательность действий в точности:
- Из реек и фанер собирается ящик с низкими стенками, который похож на поднос. Габаритами он должен соответствовать размерам будущей плиты рельефа, там нужно будет создать барельеф. Кроме ящика можно брать другие средства, например, обыкновенную конфетную коробку, или рамку, подходящих размеров, только предварительно ее приклеить к стеклу с помощью клейкой ленты.
- Необходимо застелить форму полиэтиленом. Пенку нужно расправить так, чтобы никаких складок сверху не было. Если выровнять не получается, хотя бы оставить минимум неровностей.
- Готовится раствор четко по инструкции его производителя, и заливается в форму. При планировании создания орнамента с высоким рельефом, в плиту устанавливается проволока, чтобы дополнительно армировать композицию.
- Чтобы смесь первично схватилась ее необходимо оставить на время. Точно сказать, сколько времени это займет нельзя, т.к. показатель разный для каждого материала. Просто до использования того или иного сырья необходимо уточнить все нюансы работы с ним.
- Можно приступать к созданию самого барельефа. Сначала на плитку наносится контур необходимого декоративного орнамента. Потом можно начинать наращивать объем внутри контура из заново приготовленной смеси. Объем наращивается послойно, чтобы каждый слой немного затвердел.
Барельеф в интерьере простых домов раньше применялся редко
Со штукатуркой работать не сложно, даже удобно, но пока сырье влажное. В это время от лишнего можно избавиться, использовать нож, а орнамент откорректировать при помощи стамески, резцом для обработки дерева
Если материал не полностью высох, его просто штукатурить. Заниматься обработкой уже затвердевшей поверхности намного сложнее.
Будет точно изюминкой Вашего интерьера
Если необходимо сделать углубленное изображение, то сделать это можно следующими способами:
- Слой самого фона нужно наращивать вокруг фигуры, получится так, что все элементы окажутся в небольшом углублении. Завершается все шлифовкой плоскости фона.
- Изображения можно заглубить, если выбрать небольшое количество материала основы при помощи резцов, стамески.
Немного фантазии, творчества и ошеломляющий результат
Самостоятельное создания барельефного изображения является кропотливой работой, она требует время и немалых затрат. Но, при разумном подходе, оформлению своего дома можно придать оригинальный, даже неповторимый вид.
Как сделать розы из бумаги своими руками: Пошаговая инструкция для начинающих (+190 Фото)
Создание барельефа своими руками
Работа начинается с подготовки стены. Ее очищают, грунтуют и сушат. Затем рисуют выбранное изображение. Самый простой способ изготовления барельефа на стене своими руками – растительные принты. Сегодня они используются довольно часто и делать их проще.
Необходимые материалы:
- раствор гипса, алебастра или другого материала, на выбор;
- резцы по дереву;
- трафарет или пленка;
- краска, лак для пропитки;
- плиточный клей, саморезы, гвозди и т.д.
Сначала необходимо нарисовать тему. Причем, нанесение изображения тоже зависит от способа работы. Если это будет готовая картина, которую потом прикрепят к стене, то здесь есть некоторые правила.
Интерьер спальни с барельефом
Интерьер с барельефом
Красивый барельеф в интерьере
- Собрать каркас с бортами под картину. Для него подойдут подручные материалы.
- Получившуюся форму застелить пленкой. Главное, чтобы не было складок.
- Залить готовую смесь в форму.
- После того, как форма высохнет, резцами обозначить контур. Здесь пригодится готовый трафарет.
Если барельеф решено изготовить изначально на стене, то ее зачищают и наносят грунт. На высохшей стене чертят контур рисунка. Можно заранее сделать трафарет.
Далее следует создание рельефа. Если картина изготовлена отдельно, то после высыхания формы и обозначения контура, готовится новый раствор, которым создается объем рисунка. Работа делается послойно, чтобы вовремя заметить и убрать изъяны. Если барельеф создается сразу на стене, то сначала делается черновой слой, заполняются раствором нужные зоны, удаляются лишние фрагменты. Затем все должно подсохнуть. А уже потом завершают отделку, доводя до эстетического вида.
Существует очень легкий способ рельефного нанесения, подходящий для обоих вариантов работ. Исходя из рисунка, делаются формы для его рельефных участков. Эти формы заливаются смесью, а потом готовые куски рисунка крепят к стене или картине, места швов замазывают гипсом и зачищают наждачной бумагой.
Барельеф с цветком в интерьере
Барельеф в интерьере
Плюсы и минусы барельефа
Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.
Серые обои в интерьере +70 фото
Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:
- Городская панорама;
- Кусочек леса;
- Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
- Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.
К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.
Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.
Техники изготовления рельефных рисунков своими руками
В домашних условиях барельефы выполняются преимущественно из пластичных материалов – глины, гипса, бумаги, соленого теста. Реже приобретаются стандартные пластиковые элементы, имеющие более низкую художественную ценность.
Такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире.
Из гипсовой штукатурки
Гипсовые, штукатурные изделия создаются в следующих техниках:
- Свободное гипсование отдельных элементов, которые не закреплены на стенку. Это лучший вариант для начинающих, так как конструкцию можно отредактировать несколько раз;
- Гипсование моделей на самой стене – выполняется непосредственно на опорной плоскости;
- Обратное литье – сложный способ, при котором модель выполняется с использованием изложницы. Техника хороша тем, что позволяет создать много одинаковых деталей;
- Плоская лепка сразу на стене – для работы требуется определенный опыт. Готовое изделие представляет собой замысловатую картинку, отдельные детали которой заходят на потолок, огибают углы.
Этот природный материал хорошо подходит для создания лепнины.
Из глины
Часто барельефы выполняются из цветной полимерной глины либо из обычной. Оба варианта требуют обжига в печи, с последующим закреплением на стене. Существует плоская и объемная лепка. И ту, и другую выполняют на подложке при помощи различной формы стеков и пальцев рук. Готовый предмет обжигают, наклеивают на стену. Большие картины составляются из множества деталей. Популярностью пользуются «ботанические» барельефы – в пласт глины «закатываются» объемные живые цветы, сверху накладывается форма, в которую заливается жидкий раствор. Итог – плоская поверхность с объемными растениями на ней.
Глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков.
Из бумаги
Создание объемной картины из папье-маше – быстрый, дешевый способ. Застывший состав выходит более прочным, чем гипсовый. Для выполнения понадобятся бумажные салфетки и клей ПВА. Из данных материалов вымешивается густая масса, из которой вылепливаются детали картины. Готовая композиция слегка тонируется, покрывается слоем краски, лака.
Барельеф из бумаги придаст вашему жилищу оригинальный и неповторимый вид.
Делаем форму для заливки гипса
Если для всяких – разных ракушек, фруктов и жучков форму найти можно и делать её нет смысла, то для некоторых деталей, типа ягоды винограда, проще самому сделать основу, чем пытаться её отыскать.
Конечно, их можно не отливать, а скатать из шпаклёвки, но выглядеть это будет несколько хуже, так как материал этот более пористый при высыхании.
А вообще, при определённой сноровке вы сможете делать какие угодно формы, используя готовые статуэтки. Купили одну, а вылили потом хоть десять! И хотите их дарите, хотите панно делайте…
Ну что ж, приступим. Если речь идёт об отливке ягодки винограда, то вам её нужно предварительно скатать из густой шпаклёвочной массы замешанной с клеем ПВА, в пропорции:
- Финишная шпаклёвка – 0.5 кг;
- Клей ПВА – 1 ст.ложка;
- Вода – 100 грамм.
Замешиваем густую массу, наливая воду постепенно. Так как её количество мы дали примерно, потому что оно может существенно отличаться в применении с разными видами шпаклёвки.
После того, как замешали, слепите виноградинку и положите её высыхать на сутки примерно. Лопнуть она не должна, так как масса с добавлением ПВА становится довольно устойчивой к растрескиванию.
К слову, на всё той же верхней картинке с ракушкам, вы можете увидеть внизу стену, отделанную в технике декоративных мазков. Так вот их нужно делать именно такой смесью, на основе ПВА.
Ну что, высохла виноградинка? Давайте делать форму. Нам для этого понадобится:
- 0.5 литра силикона;
- Коробочка из фанеры;
- Саморезы;
- Кисть.
Жидкий силикон продаётся в строительных магазинах, а коробочку вы можете подобрать любую, в неё вы будете закладывать виноградинку и заливать ей силиконовой смесью.
Главное, чтоб её можно было легко разобрать, а затем снова собрать на саморезы, а прорехи замазать смесью силикона. Это нужно для того, чтоб вы потом смогли легко, не повредив, вытащить готовую форму. Если подходящей коробки не нашлось, то можете собрать её из листов фанеры.
Мы вам покажем пошаговые фото на примере заливки статуэтки, а вы уже можете класть туда, что угодно
Тут важно понять последовательность, да и всё. И количество силикона может быть разное. На виноградинку нужно 100 грамм, а на сову, показанную ниже, уже 1 литр
На виноградинку нужно 100 грамм, а на сову, показанную ниже, уже 1 литр.
Итак:
- 1 Помещаем в ящик основу;
2 Заливаем её жидким силиконом;
3 Ждём сутки, пока не схватится силикон, затем разбираем ящичек;
4 Достаём основу и получаем готовую форму для заливки алебастра.
А теперь давайте перейдём к самому интересному, формированию фигурок из алебастра своими руками.
Материалы для создания барельефа
В штукатурных рельефах древние использовали как глину, так и алебастр (гипс), известь, смешивая их с песком или каменной мукой. Первым классическим материалом для лепки и штукатурки была глина. Она экологична, безотходна, негорюча, пластична, лепнина легко ремонтируется. Минусы – большой вес, бедная палитра, хрупкость, склонность к трещинообразованию при высыхании.
барельеф из глины
Успешнее оказался гипсовый материал благодаря свойственным ему: безусадочности, пластичности, быстрому твердению, экологичности. Гипсовый порошок, разводимый водой, образует безусадочное тесто, из которого легко формируются точнайшие узорчатые формы, достигается гладкость поверхности. Кроме того, застывший гипс хорошо шлифуется и вырезается.
Материалом для рельефных изображений служит папье-маше. Лёгкое дешёвое сырье превращается в массу, которую лепят руками. Материал не нагружает основание, экологичен, изделия легко ремонтируются. Недостаток – можно формировать только грубые рельефные формы. Кроме того, папье-маше склонно к горению.
Многие современные отделочные смеси можно применять для создания лепных изображений. Любители или мастера используют как сырьё для замеса лепочной массы шпатлёвки, смеси для отделки с полимерами – акриловые штукатурки. Например, успешно применяется состав: гипс архитектурный – 1 ч.; акриловая штукатурка – 1 ч.; ПВА (клей) – 0.5 ч. (пропорции берут по объёму). В смешанные предварительно сухие компоненты вливают воду, доводя размешиваемую массу до кефирной консистенции, вводят клей. Вязкость подбирают в соответствии с техникой лепки.
Без изменений состава используют гипсовые шпаклевки, выпущенные известными компаниями:
- польская АкрилПутц (акриловая шпатлевка, готовая и использованию);
- Pufas (содержащая целлюлозные волокна гипсовая шпаклёвочная смесь);
- Ротбанд (используют для слоёв, прилегающих к стене, для верхних слоёв – Шитрок);
- Кнауф Uniflot (пластичная, высокопрочная, позволяет создавать глубокие рельефы, которые держатся без дополнительного армирования);
кнауф унифлот
Для лепной работы понадобятся пропиточные грунтующие вещества. Подбирают пропитки соответственно материалу основания (стены). Для слабых оснований берут глубоко проницающие пропиточные средства. Для сыпучих оснований используют также влагозащиту, например, Аквастоп, для древесных – грунтовку Пуфас.
При послойном создании рельефного изображения также понадобится обрабатывать каждый слой шпаклёвки грунтовочным составом для получения шершавой клейкой поверхности. Нужны грунтовки, состав которых хорошо напитывает уложенный слой и глубоко проницает в него. Для каждого промежуточного и окончательного слоя (перед покраской) подойдут Пуфас или Церезит глубокого проницания.
Как сделать барельеф в домашних условиях
Перед началом создания объемной картины требуется определиться с подходящим местом. Желательно, чтобы оформляемое пространство не имело другого декора, было ровным, хорошо освещенным. Рисунок также продумывается заранее. Проще всего выполнить геометрические узоры, абстракции, сделать ягодки, листики – немного сложнее. Для выполнения картин, изображающих реалистичных животных, изящные растительные элементы, портреты, понадобится некоторый опыт.
Полиуретановая лепнина — экологический материал. При помощи лепнины из полиуретана можно зрительно откорректировать помещение.
Подготовка эскиза, разметка стен
В начале работы оформляемая стена очищается от любых имеющихся покрытий (краски, обоев и др.). Выравнивание также необходимо – для крупных изделий перепады высот должны составлять не более двух-трех мм. на каждый метр. Разметка наносится на уже ровную стенку, но эскиз, предварительно, создается на бумаге.
Не следует пытаться выполнить чрезмерно сложные картины, если не имеется достаточного опыта.
Закрепление трафарета
Трафарет выполняется из самоклеящейся пленки, картона. В последнем случае к стене его фиксируют обычным скотчем, малярной лентой. Убирают шаблон после того, как контур обведен либо, когда элемент изделия выполнен и подсушен.
Создать барельефную конструкцию можно даже новичку.
Грунтовка стены
Стенка тщательно грунтуется – лучше использовать грунтовки глубокого проникновения. Если картину предполагается лепить на гипсокартон, ровнять его не требуется. После того, как плоскость подсохнет, наносится базовое штукатурное покрытие, сверху – основной фоновый слой, который, при желании, тонируется любым колером.
При разумном подходе, оформлению своего дома можно придать оригинальный, даже неповторимый вид.
Нанесение штукатурки на стену
Штукатурная смесь наносится на обрабатываемую поверхность тонкими слоями – чтобы хорошо держалась
Важно, чтобы штукатурка не была слишком жидкой – иначе состав просто стечет вниз. При помощи шпателей, стамесок, формируется изображение
Чтобы сделать картинку объемной, штукатурный слой наращивается, в особо высоких местах вкручиваются саморезы, придающие изделию прочность, предохраняющие его от осыпания.
Барельеф великолепно подчеркивает особенность этнического стиля, независимо от того, из какой страны интерьер «родом».
Убираем шаблон
Шаблон удаляется после того, как изделие подсохло, уже не деформируется при физическом воздействии. Реже трафареты удаляют сразу после перевода картинки на стену или после нанесения штукатурной смеси.
Можно изобразить архитектурные мотивы, античные сюжеты или абстрактные элементы.
Декор барельефа
Декорируется барельеф акриловыми красками, красителями в баллончиках. Отдельные детали, контуры, прожилки листьев, глазки животных и людей прорисовываются тонкими кисточками. Чтобы сделать рельеф немного выше, глубже, используются темные цвета, наносимые на участки, требующие заглубления. Использовать допускается сколько угодно различных оттенков, но излишней пестроты желательно избегать.
Объемная картина может изготавливаться на самой стене, или устанавливаться заранее приготовленная плита с готовым рельефным изображением.
Подготовка
Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.
Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях. Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства
Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения
Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа
от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.
Статья по теме: Отделка стен на веранде внутри
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Инструмент
Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.
Инструменты для изготовления барельефов из гипса
Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.
Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.
Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.
Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.
Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.
Работа с инструментом и уход за ним
Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.
Барельеф своими руками: общие принципы
Чтобы выполнить барельеф самостоятельно, сначала нужно приобрести материалы. Эти материалы не самые дешевые, так как грунтовка, шпаклевка и обойный клей должны быть высокого качества. В противном случае результаты выполненной работы можно быстро потерять.
Очень часто, чтобы украсить стены, используются готовые плиты. Их можно изготовить самостоятельно или заказать у художников. Монтируются данные плиты сразу.
Если же барельеф выполняется сразу на стене, то он выступает как декоративная штукатурка (ее элемент), а точнее, монолитная лепнина. Его не обязательно выделять отдельным цветом, как, например, декоративную роспись. Объемный рисунок сам по себе будет выделяться за счет правильного искусственного освещения.
Но барельеф (фото представлены в данной статье) выполняет не только декоративные функции, он решает еще и функциональные задачи. Например, маскирует неровные поверхности, украшает инженерные коммуникации, зрительно искажает пространство (в зависимости от желаний владельца), а также создает переходы между различными зонами комнаты.
Если грамотно сочетать декоративную роспись и объемный рельеф, то можно получить невероятный оригинальный эффект декора. Но все же данная техника — не самый популярный способ декорирования из-за ее высокой стоимости. Чтобы сократить стоимость всей процедуры, можно выполнить ее самостоятельно. Но нужно понимать, что красивые изображения требуют больших усилий.
Плюсы и минусы барельефа
Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.
Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:
- Городская панорама;
- Кусочек леса;
- Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
- Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.
К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.
Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.